2022-2023_09_02_07_22_plx_Безопасность жизнедеятельности
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Безопасность жизнедеятельности"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Безопасность жизнедеятельности
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.04 Безопасность жизнедеятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.04 Безопасность жизнедеятельности входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков. 
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,

прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,

родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно

 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 68 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
бесконфликтном общении и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
60
60
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
24
24
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
8
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
0
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
68
68
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
3
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.04 Безопасность жизнедеятельности
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
4
 
Введение
Лек
2
Цель и содержание дисциплины БЖД.  Обязанности  гражданина в  обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном природопользовании, организации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
 
Тема 1. Теоретические  основы  безопасности жизнедеятельности
Лек
2
Безопасность жизнедеятельности как наука Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.

Безопасность. Системы безопасности. Предмет, задачи, цель безопасности жизнедеятельности как науки. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности.

 
Тема 2. Основные виды потенциальных опасностей
14
 
Тема 2.

Основные виды потенциальных опасностей

Лек
4
Опасности и их источники

Опасность. Вредный фактор. Травмирующий фактор. Классификация опасностей. Опасности

по вероятности воздействия на человека: потенциальная, реальная, реализованная опасности. Виды реализованной опасности: происшествие, чрезвычайное происшествие, авария, катастрофа, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, отказ, инцидент. Дерево причин и следствий опасности.

Потенциальные опасности профессиональной деятельности.

Качественный и количественный анализ производственных опасностей.  Риск. Опасный производственный фактор. Вредный производственный фактор. Группы опасных и вредных производственных факторов. Риск. Индивидуальный риск. Коллективный риск. Приемлемый риск. Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск

Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности.

Характеристика основных форм деятельности человека. Физиологические изменения в организме при работе. Работоспособность  человека и ее динамика. Условия труда. Гигиенические нормативы условий труда. Безопасные условия труда. Рабочая поза. Интеллектуальные нагрузки. Сенсорные нагрузки .Эмоциональные нагрузки. Монотонность нагрузок. Режим работы.

Потенциальные опасности в быту и меры снижения вероятности их реализации Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой ( бытовой) среды, их влияние на здоровье человека в общественных помещениях, общественном транспорте. Профилактика отрав-лений. Меры безопасности при пользовании электроприборами в домашних условиях. Правила обращения с домашними инструментами, оружием.

Меры пожарной безопасности. Правила поведения и действия при пожаре. Первичные средства тушения пожаров, принципы применения. Огнетушитель, виды огнетушителей. Правила пользования огнетушителем

 
Тема 2.

Основные виды потенциальных опасностей

Пр
10
Методика количественного анализа безопасности с помощью дерева отказов. Составление примеров цепочек опасностей по вероятности воздействия на человека. Составление дерева отказов - причин и опасностей « Учащиеся в походе»

Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Производственный микроклимат  и его влияние на организм человека. Производственная вентиляция  Производственное освещение. 2Производственная вибрация и ее воздействие на человека. Влияние на организм  человека ЭМП и ионизирующих излучений.

Антропометрические характеристики человека Физиологические характеристики человека Психофизическая деятельность человека Психология и проблема безопасности.

Правила поведения при пожаре

Контрольная работа 1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации

 
Тема 3. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
12
 
Тема 3.  Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Лек
4
Чрезвычайная ситуация. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Классификация ЧС. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Зона чрезвычайной ситуации. Источники и причины возникновения ЧС. Виды ЧС по источнику возникновения: техногенные, антропогенные, природные ЧС. Виды ЧС по масштабу распространения: локальные, местные, региональные, национальные, глобальные ЧС. Основные фазы протекания ЧС. Критерии оценки последствий ЧС.

Прогнозирование ЧС. Прогнозирование развития событий и оценки последствий при ЧС Теоретические основы прогнозирования ЧС. Прогнозирование техногенных ЧС, стихийных бедствий, терроризма. Порядок выявления и оценки обстановки.

Организация защиты при стихийных бедствиях. Самоспасение и спасение пострадавших при землетрясении, извержении вулкана, ураганах, бурях, смерчах, грозах, снежных заносах, обледенении, сходах лавины, пурги, метели, бурана, вьюги, селях, оползнях, лесных пожарах, торфяных пожарах, степных пожарах, наводнении.

Организация защиты при техногенных ЧС. Самоспасение и спасение пострадавших в автомобильных авариях, железнодорожных авариях, авиакатастрофах, кораблекрушении. Самоспасение и спасение пострадавших при пожарах и взрывах на объектах. Самоспасение и спасение пострадавших при авариях (катастрофах) на объектах с выбросом  токсичных химических веществ, с выбросом радиоактивных веществ.

Действия Чрезвычайные ситуации социального характера. Террористический акт. Действия при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения в толпе. Действия при получении информации о готовящемся террористическом акте. Меры снижения пагубных последствий при терракте.

Устойчивость объектов экономики. Направления повышения устойчивости промышленного объекта: повышение прочности и устойчивости производственных зданий, оборудования, технологического процесса, систем газоводов, энергоснабжения, разработка мер, обеспечивающих высокий уровень защиты населения.

Этапы организационно-технических мероприятий повышения устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость объекта: район расположения объекта, внутренняя планировка и застройка территории, подготовленность персонала к работе в чрезвычайных ситуациях; готовность к восстановлению производства; надежность жизненно важных систем промышленного объекта; технологический процесс; надежность и гибкость производственных связей и систем управления производством.

 
Тема 3.  Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Пр
8
Сбор информации о ЧС, происшедших за неделю в мире, в России. Составление плана действий в случае возникновения ЧС, произошедшей во время работы с детьми.

Прогнозирование техногенной, природной или антропогенной чрезвычайной ситуации. Организация защиты работающих и населения при стихийных бедствиях и техногенных ЧС.

Алгоритм поведения при стихийных бедствиях.

Алгоритм поведения при техногенных ЧС.

Отработка правил поведения при террористических актах

 
Тема 4. МЧС России - составная часть обороноспособности страны
10
 
Тема 4.

МЧС России - составная  часть обороноспособности страны

Лек
4
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО). Структура ГО. Задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий с применением современного оружия массового поражения. Способы и средства индивидуальной и коллективной защиты, правила поведения в коллективных средствах защиты. Оповещение населения об угрозе таких ситуаций. Эвакуация, способы и виды эвакуации

Задачи и основные мероприятии единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС. Организация оповещения населения и информирование населения ЧС, в том числе экстренного оповещения населения, прогнозирование угрозы возникновения ЧС, оценка социально-экономических последствий ЧС. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Ликвидации  ЧС, международное сотрудничество.

 
Тема 4.

МЧС России - составная  часть обороноспособности страны

Пр
6
Изучение нормативно-правовых актов: Федеральный закон от12.02.1998г. «О гражданской обороне», Приказ № 2613 от 03.09. 2011 «Основы единой государственной политики РФ в области ГО на период до2020г », ПП РФ от 26ноября 2007г. № 804 « Об утверждении  Положения  о гражданской обороне в Российской федерации»

Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС   природного и техногенного характера»,   ПП РФ от 30 декабря 2003г. №794 «Положение о единой государственной системе  предупреждения ликвидации ЧС  (РСЧС)»,  ПП РФ от 8 ноября 2013г. N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», ПП  РФ  от 21 мая 2007 г. №304  « О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера»

 
Тема 5. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности
10
 
Тема 5.

Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности 

Лек
4
Организационные и правовые основы охраны окружающей среды Государственная политика направлена  эффективное использование  правовых норм  в области охраны окружающей среды,  природопользования, разработать  законодательство, касающиеся ответственности за загрязнение окружающей среды и  нанесения экологического ущерба.

Органы управления, надзора и контроля в сфере  охраны окружающей среды. Оценка и нормативы качества  природной среды, Мониторинг окружающей среды.   

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Государственная политика в области охраны труда. Законодательные и нормативно правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по охране труда. Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий в охране труда на производстве. Право и гарантии работников на труд отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Производственный травматизм, профессиональные заболевания  и меры по предупреждению. Несчастный случай на производстве,  подлежащий учету и расследованию  Обязанности и ответственность  работодателя при несчастном случае на производстве. Выплаты и компенсации  за нанесение ущерба здоровью работника.     

 
Тема 5.

Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности 

Пр
6
Природоохранное законодательство ФЗ №-7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ФЗ -52 «О санитапрно-эпидемиологическом благополучии населения. ФЗ- № 89  « Об отходах производства и потребления»

Организация и управление пожарной безопасностью. Основные положения  аттестации рабочих мест.

 
Тема 6. Основы медицинских знаний
4
 
Тема 6. Основы медицинских знаний
Лек
2
Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни. Синкопальные состояния. Обморок. Первая помощь при обмороке. Коллапс. Первая помощь при коллапсе. Шок. Причины возникновения шока. Фазы шока. Профилактика возникновения шока. Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.
 
Тема 6. Основы медицинских знаний
Пр
2
Оказание помощи при тепловом ударе. Оказание первой помощи при переломе конечностей
 
Тема 7. Основы обороны государства и воинская обязанность
4
 
Тема 7. Основы обороны государства и воинская обязанность
Лек
2
Правовые основы военной службы. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.  Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Альтернативная гражданская служба.

 
Тема 7. Основы обороны государства и воинская обязанность
Пр
2
Беседа. Обобщение по темам
 
Самостоятельная работа
8
 
Самостоятельная работа
СР
8
 
Зачет
2
 
Зачет
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 362 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492045

 
2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2020. - 350 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453161

 
Дополнительные источники:
 
1. Щелчкова Н.Н., Натарова Д.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Часть I [Электронный ресурс]:Учебно-методическая литература. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 218 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=350954 
 
2. Бондаренко В.А., Евтушенко С.И. Безопасность жизнедеятельности. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2019. - 150 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=330855 
 
3. Мельников В.П., Куприянов А.И., Назаров А.В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "КУРС", 2020. - 368 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=354910 
 
4. Никифоров Л.Л., Персиянов В.В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 297 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=338853 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
- официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/ 
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
 
Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,

прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,

родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

оказывать первую помощь пострадавшим.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
 
Практический опыт:

бесконфликтном общении и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Знать:

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности

 
Уметь:

описывать значимость своей специальности

 
ОК 07.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
 
Знать:

правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

 
Уметь:

соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине