2023-2024_09_02_07_22_plx_Литература
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Литература"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.02 Литература
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОУД.02 Литература является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

Программа учебной дисциплины разработана на основе «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», (регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г.,) по специальностям среднего профессионального образования. 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОУД.02 Литература входит в цикл Общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Задачи:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;

образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 117 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 0 часов.

основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX вв;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико- литературные понятия.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию.

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
поиска, систематизации, анализа информации, изложения своей позиции по прочитанному.
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
117
68
49
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
48
28
20
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
-
практические занятия (если предусмотрено)
69
40
29
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
-
-
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
-
Часов на контроль:
0
-
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
Др
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
117
68
49
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
1
2
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОУД.02 Литература
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Раздел 1. Литература
1
 
Введение. Литература как вид искусства. 
Лек
1
 
Тема 1. Литература первой половины XIX века
1
 
Литература первой половины XIX века
Лек
1
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. Обзор русской литературы первой половины 19 века
 
Тема 2. Особенности развития литературы второй половины XIX века
30
 
Особенности развития литературы второй половины XIX века
Лек
12
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века.

Теория литературы: Драма. Комедия. Народность литературы. Стилизация. Жанры лирики. Авторский афоризм. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык). Социально-психологический роман. Понятие о романе-эпопее. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.).

Александр Николаевич Островский. Николай Алексеевич Некрасов. Иван Сергеевич Тургенев. Афанасий Афанасьевич Фет. Федор Иванович Тютчев. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Федор Михайлович Достоевский. Лев Николаевич Толстой.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Произведения.

 
Особенности развития литературы второй половины XIX века
Пр
18
«Экранизация произведений А. Н. Островского». Обсуждение и анализирование студенческих рефератов. Чтение и обсуждение критических статей о романе «Отцы и дети». «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве». «Философские основы творчества Ф. И. Тютчева». Эзопов язык в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. Просмотр х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л. А. Кулиджанов) с последующим обсуждением. Просмотр кадров из х/ф «Война и мир» (реж. С. Бондарчук) с последующим обсуждением. Сочинение-рассуждение на заданную тему (по роману-эпопее «Война и мир»). Работа с текстом пьесы А.П Чехова «Вишневый сад». Чтение и обсуждение фрагментов из произведений (по выбору преподавателя).

Исследование и подготовка реферата: «Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания». Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов». Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)». Одно стихотворение А. А. Фета (по выбору студентов). Одно стихотворение Ф. И. Тютчева (по выбору студентов). Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов). Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». Исследование и подготовка сообщения на тему: «Мои любимые страницы романа “Война и мир”». Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова». Чтение фрагментов произведений зарубежных писателей (по выбору студента).

Контрольная работа

 
Тема 3. Литература ХХ века
36
 
Литература ХХ века
Лек
14
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Серебряный век как культурно-историческая эпоха.

Иван Алексеевич Бунин. Александр Иванович Куприн.

Серебряный век русской поэзии Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.  

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Особенности развития литературы 1920-х годов. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. Драматургия 1950—1980-х годов.

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции).

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Проблема положительного героя в литературе. Развитие понятия о стиле писателя.  Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.

 
Литература ХХ века
Пр
20
Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

Сочинение на тему: Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина», «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна. Сочинение-рассуждение «Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века».

Поэтический урок «Поэзия – такой бальзам, который душу исцеляет». Чтение и обсуждение фрагментов пьесы «На дне».

Чтение и обсуждение сатирических произведений эпохи 30-40 гг.

По страницам журналов «Иностранная литература», «Новый мир» и др. Просмотр и обсуждение х/ф «Калина красная». По страницам произведений поэтов-шестидесятников: темы, проблемы, образы.

Судьбы писателей-эмигрантов и особенности их творчества.

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».  «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор других стихотворений).

Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата):

«Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся).

«Тема России и революции в поэзии и прозе 20 годов XX века».

«Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?».

«Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

«Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»;

«Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».

«Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору);

«Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».

«Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».

«Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов» (автор по выбору).

«Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».

Два-три стихотворения из творчества поэтов-фронтовиков (по выбору студентов).  Урок памяти по страницам произведений о Героях Великой Отечественной войны.

Контрольная работа

 
Повторение
Пр
2
Подготовка к экзаменационному сочинению по русскому языку и литературе: виды и типы сочинений, их композиция, составление плана
 
Раздел 2. Родная литература
2
 
Родная литература как национально-культурная ценность народа, как духовное завещание одного поколения другому.
Лек
2
 
Тема 1. Своеобразие родной литературы
8
 
Своеобразие родной литературы

Лек
2
Развитие русских литературных традиций в произведениях родной литературы. Фольклорные произведения о быте, традициях, обрядах. Исторические судьбы Кавказа.
 
Своеобразие родной литературы

Пр
6
Чтение фрагментов произведений по выбору преподавателя
 
Тема 2. Кавказ в произведениях русских писателей XIX века
12
 
Кавказ в произведениях русских писателей XIX века
Лек
6
Н.М Карамзин. События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского».

А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редеди. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».

А.С. Грибоедов. Кубань в заметках и письмах писателя.

А.А. Бестужев-Марлинский. «Кубанская глава» повести «Аммалат-бек». Работа над повестью «Он был убит». «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении.

А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.

М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.

Г.И. Успенский. Кубань в жизни и творчестве. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»), «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

А.П. Чехов. Кубанские реалии в эпистолярном наследии писателя. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».

 
Кавказ в произведениях русских писателей XIX века

Пр
6
Чтение фрагментов произведений по выбору преподавателя
 
Тема 3. Кавказ в произведениях русских писателей XX века
14
 

Кавказ в произведениях русских писателей XX века

Лек
6
М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка».

А.И. Куприн. Очерк «Путевые картинки». Новороссийские зарисовки.

В.С. Вареник «Речи», «приветствия» и стихотворения. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». «Речи» писателя как «оды в прозе».

Н.Н.Канивецкий. Художественные и публицистические наброски и зарисовки. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.

Д.В. Аверкиев. Личность и писательская судьба автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Пьеса «Каширская старина». Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.

Тема Кавказа в поэзии В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, В. В. Маяковского, А. С. Есенина, О. Э. Мандельштама, Н. Н. Асеева, Б. Л. Пастернака, Н. С.Тихонова, Н. А.Заболоцкого.

Литература народов Северного Кавказа: Р. Гамзатов, К. Кулиев, Ф. Алиева. и др. 

 

Кавказ в произведениях русских писателей XX века

Пр
8
Чтение фрагментов произведений по выбору преподавателя.

Контрольная работа

 
Тема 4. Литература Кубани
13
 
Тема 4. Литература Кубани

Лек
4
И.Д. Попко. Очерки. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Очерк, посвящённый кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны».

В.С. Мова (В. Лиманский). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги». В. С. Мова как переводчик.

Становление литературы Кубани. К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.

Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко — драматург («Черноморский быт на Кубани»).

Современные писатели Кубани. В.И. Лихоносов «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания»

 
Тема 4. Литература Кубани

Пр
6
Музыкально-литературная гостиная «Литературные места Кубани». 
 
Зачет
Пр
3
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Литература: в 2 частях. Часть 2 [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО. - Москва: Академия, 2020. - 448 с. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/484879/

 
2. Литература: в 2 частях. Часть 1 [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО . - Москва : Академия, 2020. - 432 с. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/484877/

 
Дополнительные источники:
 
1. Красовский В. Е., Леденев А. В. Литература [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 650 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495331 
 
2. Сигов В. К., Иванова Е.В. Русский язык и литература [Электронный ресурс]:Часть 2: Литература. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 491 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=369160 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
Самостоятельная работа не предусмотрена. Учебно-методические материалы размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.
Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX вв;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико- литературные понятия.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

 
Умения:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

выявлять авторскую позицию.

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

поиска, систематизации, анализа информации, изложения своей позиции по прочитанному.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

 
Уметь:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

 
ОК 10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

 
Уметь:

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Литература»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Литература» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине