(наименование дисциплины)
(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)
(наименование квалификации)
2022 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», (регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г.,) по специальностям среднего профессионального образования.
Задачи:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;
устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.
содержание изученных литературных произведений;
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико- литературные понятия.
анализировать интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию.
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
(если предусмотрено)
(если предусмотрено)
(если предусмотрено)
(если предусмотрено)
ак. ч.
Теория литературы: Драма. Комедия. Народность литературы. Стилизация. Жанры лирики. Авторский афоризм. Развитие понятия сатиры. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык). Социально-психологический роман. Понятие о романе-эпопее. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.).
Александр Николаевич Островский. Николай Алексеевич Некрасов. Иван Сергеевич Тургенев. Афанасий Афанасьевич Фет. Федор Иванович Тютчев. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Федор Михайлович Достоевский. Лев Николаевич Толстой.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Произведения.
Исследование и подготовка реферата: «Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания». Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов». Исследование и подготовка реферата: «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев)». Одно стихотворение А. А. Фета (по выбору студентов). Одно стихотворение Ф. И. Тютчева (по выбору студентов). Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М. Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов). Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». Исследование и подготовка сообщения на тему: «Мои любимые страницы романа “Война и мир”». Исследование и подготовка реферата: «Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова». Чтение фрагментов произведений зарубежных писателей (по выбору студента).
Контрольная работа
Иван Алексеевич Бунин. Александр Иванович Куприн.
Серебряный век русской поэзии Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Особенности развития литературы 1920-х годов. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы. Драматургия 1950—1980-х годов.
Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции).
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Проблема положительного героя в литературе. Развитие понятия о стиле писателя. Литературное направление. Художественный метод. Постмодернизм.
Сочинение на тему: Женские образы в творчестве И. С. Тургенева и И. А. Бунина», «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна. Сочинение-рассуждение «Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века».
Поэтический урок «Поэзия – такой бальзам, который душу исцеляет». Чтение и обсуждение фрагментов пьесы «На дне».
Чтение и обсуждение сатирических произведений эпохи 30-40 гг.
По страницам журналов «Иностранная литература», «Новый мир» и др. Просмотр и обсуждение х/ф «Калина красная». По страницам произведений поэтов-шестидесятников: темы, проблемы, образы.
Судьбы писателей-эмигрантов и особенности их творчества.
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор других стихотворений).
Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата):
«Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся).
«Тема России и революции в поэзии и прозе 20 годов XX века».
«Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?».
«Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
«Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»;
«Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».
«Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору);
«Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».
«Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, А. Вознесенского в контексте русской литературы».
«Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов» (автор по выбору).
«Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».
Два-три стихотворения из творчества поэтов-фронтовиков (по выбору студентов). Урок памяти по страницам произведений о Героях Великой Отечественной войны.
Контрольная работа
А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстислава и Редеди. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».
А.С. Грибоедов. Кубань в заметках и письмах писателя.
А.А. Бестужев-Марлинский. «Кубанская глава» повести «Аммалат-бек». Работа над повестью «Он был убит». «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении.
А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.
М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.
Г.И. Успенский. Кубань в жизни и творчестве. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»), «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».
А.П. Чехов. Кубанские реалии в эпистолярном наследии писателя. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».
Кавказ в произведениях русских писателей XX века
А.И. Куприн. Очерк «Путевые картинки». Новороссийские зарисовки.
В.С. Вареник «Речи», «приветствия» и стихотворения. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». «Речи» писателя как «оды в прозе».
Н.Н.Канивецкий. Художественные и публицистические наброски и зарисовки. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.
Д.В. Аверкиев. Личность и писательская судьба автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Пьеса «Каширская старина». Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.
Тема Кавказа в поэзии В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, В. В. Маяковского, А. С. Есенина, О. Э. Мандельштама, Н. Н. Асеева, Б. Л. Пастернака, Н. С.Тихонова, Н. А.Заболоцкого.
Литература народов Северного Кавказа: Р. Гамзатов, К. Кулиев, Ф. Алиева. и др.
Кавказ в произведениях русских писателей XX века
Контрольная работа
В.С. Мова (В. Лиманский). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги». В. С. Мова как переводчик.
Становление литературы Кубани. К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.
Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко — драматург («Черноморский быт на Кубани»).
Современные писатели Кубани. В.И. Лихоносов «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
(Компьютерный класс)
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
(освоенные умения, усвоенные знания)
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX вв;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико- литературные понятия.
контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию.
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
поиска, систематизации, анализа информации, изложения своей позиции по прочитанному.
Основные показатели результатов подготовки
особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Литература»
Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания
«3»
Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;
Владеет: работает при прямом наблюдении.
«4»
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;
Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем
«5»
max балл
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;
Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы
-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;
-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),
-имитационные компьютерные модели;
-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).
7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине