2022-2023_09_02_07_22_plx_Основы предпринимательской деятельности
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Основы предпринимательской деятельности"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.08 Основы предпринимательской деятельности
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.08 Основы предпринимательской деятельности является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОГСЭ.08 Основы предпринимательской деятельности входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков. 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 36 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
понятие, функции и виды предпринимательства;

задачи государства и Краснодарского края по формированию социально ориентированной рыночной экономики и развитию малого бизнеса;

особенности предпринимательской деятельности в Краснодарском крае в условиях кризиса;

порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания;

формы государственной поддержки малого бизнеса;

сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию;

методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;

формировать инновационные бизнес-идеи на основе приоритетов развития Краснодарского края;

ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
составления бизнес-плана;

оформления презентации.

 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
30
30
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
12
12
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
18
18
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
6
6
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
0
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
36
36
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
8
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.08 Основы предпринимательской деятельности
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Сущность предпринимательской деятельности
3
 
Тема 1. Сущность предпринимательской деятельности
Пр
1
Лидерство как предпосылка к предпринимательской деятельности. Предпринимательство в современной экономике
 
Тема 1. Сущность предпринимательской деятельности
Лек
2
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности, признаки предпринимательства.   Понятие и функции предпринимательства. Особенности малого предпринимательства. Цели и критерии малых предприятий. Тенденции развития малого предпринимательства в России. Группы и особенности малых предприятий.

Предприниматель как субъект социального взаимодействия. Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности. Объекты, субъекты и цели предпринимательства, внутренняя и внешняя среда. Экономические условия предпринимательства.

Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности. Предприниматель как субъект экономического процесса. Разработка и принятие экономического решения. Предпринимательство как социально-психологический феномен. Предпринимательство с точки зрения мотивационного поведения.

Институты поддержки малого предпринимательства. Система поддержки малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Формы федеральной поддержки. Меры государственной поддержки малого бизнеса: политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные. Формы региональной государственной поддержки малого предпринимательства. Меры снижения административного давления на бизнес, предпринимаемые в Краснодарском крае.

Культура предпринимательства. Различие психологий - работник и собственник. Предпринимательский успех. Имидж, предприимчивость и организаторский потенциал, экономическое мышление, этика предпринимателя. Культура и этика предпринимательской деятельности. Предпринимательская тайна. Кодекс чести предпринимателя.

 
Тема 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3
 
Тема 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Лек
2
Понятие объекта, субъекта предпринимательства. Физические и юридические лица – субъекты предпринимательской деятельности. Права и обязанности предпринимателей. Статус индивидуального предпринимателя. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства. Ответственность ИП. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Формы хозяйственной деятельности и их классификация. Коммерческие фирмы. Признаки и свойства, характеризующие статус юридического лица. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Нормативно – правовые основы предпринимательства. Характеристика организационно – правовых форм предпринимательства, регламентированных российским законодательством. Коммерческие и некоммерческие предприятия.
 
Тема 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Пр
1
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
 
Тема 3. Юридические аспекты предпринимательской деятельности
2
 
Тема 3. Юридические аспекты предпринимательской деятельности
Лек
2
Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Сущность государственного регулирования, необходимость государственного регулирования, меры государственного регулирования.  Процедура регистрации индивидуального предпринимателя, необходимые документы. Процедура регистрации фирмы. Документы, необходимые для регистрации фирмы. Устав фирмы, учредительный договор. Лицензирование. Обеспечение безопасности функционирования фирмы.  Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Краснодарском крае.

Содержание процесса реорганизации фирмы, виды. Реорганизация предпринимательских организаций. Ликвидация фирмы, банкротство. Формы ликвидации предпринимательских организаций. Этапы ликвидации. Внесение изменений в документы. Договора в предпринимательской деятельности.

 
Тема 4. Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя
4
 
Тема 4. Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя
Лек
2
Маркетинг в предпринимательской деятельности. Необходимость маркетинга. Цели, задачи, принципы, функции, подфункции и виды маркетинга. Маркетинговые исследования. Этапы, инструментарий, техники маркетингового исследования. Сегментация рынка. Позиционирование товара. Элементы маркетинговой деятельности. Сущность маркетинговой деятельности предпринимательской единицы. Анализ рынка, изучение потребителя, анализ объема товарооборота, изучение конкурентов, исследование рекламной деятельности, исследование мотивов поведения потребителей, исследование продукта (работы, услуги), определение наиболее эффективных способов продвижения товара (работы, услуги), анализ форм и каналов сбыта. Основные типы и специфика рекламы. Преимущества и недостатки отдельных средств рекламы. 
 
Тема 4. Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя
Пр
2
Определение наиболее эффективных способов продвижения товара (работы, услуги), анализ форм и каналов сбыта на примере
 
Тема 5. Место управления в предпринимательской деятельности
4
 
Тема 5. Место управления в предпринимательской деятельности
Лек
1
Менеджмент. Субъекты и объекты управления. Методы управления. Менеджмент фирмы. Функции менеджмента. Три уровня менеджмента. Виды деятельности в менеджменте.

Персонал предприятия. Мотивация персонала. Коммуникация. Персонал предприятия, его классификация. Отбор, подбор, оценка персонала.

Трудовые отношения. Оформление трудовых отношений: порядок заключения трудового договора, его содержание. Изменение условий трудового договора. Прекращение трудового договора по различным основаниям. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.           

 
Тема 5. Место управления в предпринимательской деятельности
Пр
3
Оформление трудовых отношений Отбор, подбор, оценка персонала.
 
Тема 6. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия
4
 
Тема 6. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия
Лек
1
Налоговые обязательства. Принципы налогообложения предпринимателя. Налоговые режимы для малого бизнеса (ЕНВД, УСН, патентная система). Налоговая отчетность малого бизнеса, виды, сроки, порядок сдачи. Книга учета доходов и расходов при УСН, ЕНВД. Выбор способа и базы налогообложения для предприятия.
 
Тема 6. Основные экономические показатели деятельности малого предприятия
Пр
3
Примеры расчетов УСН
 
Тема 7. Финансовая система
2
 
Тема 7. Финансовая система
Пр
2
Финансово-экономическая деятельность малого предприятия. Основы бухгалтерского учёта, налогообложения и экономического анализа. Учетные регистры. Активы предприятия. Денежные средства. Уставный, добавочный и резервный капитал. Обязательства предприятия. Экономический анализ хозяйственной деятельности.     Основные экономические показатели деятельности малого предприятия. Объем производства экономического продукта в натуральном выражении. Валовой доход предприятия. Издержки производства. Прибыль, норма и масса прибыли. Затраты предприятия. Моральный и физический износ основного капитала предприятия. Рентабельность. Формирование минимально допустимой цены. Калькуляция.
 
Тема 8. Бизнес-планирование
4
 
Тема 8. Бизнес-планирование
Лек
1
Сущность и назначение бизнес-плана. Бизнес-план: понятие, типы, виды, масштабы проектов. Длительность и сложность бизнес-проекта. Определение целей и задач бизнес-плана. Требования к постановке целей проекта. Индивидуальные и групповые методы формирования целей проекта.

Структура бизнес-плана. Процесс бизнес-планирования. Официальный и рабочий бизнес-план. Ключевые моменты бизнес-планирования.

 
Тема 8. Бизнес-планирование
Пр
3
Бизнес-план Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: анализ рынка, финансово-экономический раздел, анализ рисков. Оценка эффективности бизнес-плана.
 
Тема 9. Конкуренция, риски в предпринимательской деятельности
2
 
Тема 9. Конкуренция, риски в предпринимательской деятельности
Лек
1
Конкуренция предпринимателей. Содержание и виды конкуренции в предпринимательской среде; типы конкурентов и конкурентного поведения. Методы повышения конкурентоспособности предприятия. Конкурентные преимущества. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности.

Коммерческий риск и способы его уменьшения. Сущность предпринимательского риска. Функции предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Управление предпринимательским риском. Понятия о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками в предпринимательской деятельности.

Коррупция, как социально-опасное явление. Виды коррупции. Экономическая коррупция и способы противодействия. Антикоррупционые меры, противодействия ей в мире и в России.

 
Тема 9. Конкуренция, риски в предпринимательской деятельности
Пр
1
Лучшие бизнес идеи
 
Самостоятельная работа по дисциплине
6
 
Самостоятельная работа обучающегося
СР
6
Выбор формы предпринимательской деятельности

Отличительные особенности коммерческих организаций от некоммерческих

Поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка

Бизнес-план на примере

Подготовка к зачету

 
Зачет
2
 
Зачет 
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Голубева Т. М. Основы предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2020. - 256 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=355284

 
2. Морозов Г. Б. Предпринимательская деятельность [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 457 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492915

 
Дополнительные источники:
 
1. Чеберко Е. Ф. Предпринимательская деятельность [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 219 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/493308 
 
2. Кузьмина Е. Е. Предпринимательская деятельность [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 455 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491909 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
- официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/ 
 
- официальный сайт Федеральной налоговой службы  https://www.nalog.gov.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

понятие, функции и виды предпринимательства;

задачи государства и Краснодарского края по формированию социально ориентированной рыночной экономики и развитию малого бизнеса;

особенности предпринимательской деятельности в Краснодарском крае в условиях кризиса;

порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания;

формы государственной поддержки малого бизнеса;

сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию;

методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;

формировать инновационные бизнес-идеи на основе приоритетов развития Краснодарского края;

ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

составления бизнес-плана;

оформления презентации.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

основы проектной деятельности

 
Уметь:

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

 
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Знать:

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;

значимость профессиональной деятельности по специальности

 
Уметь:

писывать значимость своей специальности

 
ОК 11.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
 
Знать:

основы предпринимательской деятельности;

основы финансовой грамотности;

правила разработки бизнес-планов;

порядок выстраивания презентации;

кредитные банковские продукты

 
Уметь:

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;

презентовать бизнес-идею;

определять источники финансирования

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине