2022-2023_09_02_07_22_plx_Информационные технологии
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Информационные технологии"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Информационные технологии
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.10 Информационные технологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.10 Информационные технологии входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Задачи: ознакомление студентов с современными информационными технологиям, средствами и методами для применения полученных знаний в решении практических задач, повышение уровня информационной культуры, развития логичности и конструктивности мышления, формирования систематизированных знаний в области информационных технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 84 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;

базовые и прикладные информационные технологии;

инструментальные средства информационных технологий

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
обрабатывать текстовую и числовую информацию;

применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
работы в пакетах прикладных программ
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
60
60
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
24
24
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
12
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
12
12
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
Эк
Общая трудоемкость                                     час
84
72
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
3
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.10 Информационные технологии
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1.  Технические и программные средства информационных технологий
12
 
1. Основные понятия и аспекты применения информационных технологий
Лек
2
 
2. Назначение, состав, основные характеристики компьютера
Лек
2
Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения
 
4. Объекты операционной системы
Пр
2
 
5. Работа в операционной системе

Пр
2
 
6. Установка приложений
Пр
2
 
Основные понятия автоматизированной обработки информации
СР
2
 
Тема 2. Технологии обработки текстовой информации
12
 
1. Состав и характеристика пакета электронного офиса

Лек
2
 
2. Технологии обработки текстовой информации текстовый процессор

Лек
2
 
3.Создание деловых документов
Пр
2
 
4. Редактирование и форматирование текстовых документов
Пр
2
 
5. Использование стилей, форм и шаблонов
Пр
2
 
Создание деловых документов
СР
2
 
Тема 3. Технологии обработки числовой информации. Табличный процессор
12
 
1. Возможности системы электронных таблиц для анализа, планирования, прогнозирования. 
Лек
2
 
2. Средства деловой графики – наглядное представление результатов с помощью диаграмм
Лек
2
Относительная и абсолютная адресация. 
 
3. Расчет показателей, применение стандартных функций, создание вычисляемых условий
Пр
2
Фильтрация информации, консолидация, сводные таблицы, подведение промежуточных итогов
 
4. Сортировка, условное форматирование и копирование созданных таблиц
Пр
2
 
5. Работа с листами электронной книги 
Пр
2
Расчет промежуточных итогов. Структурирование таблицы.  Поиск решения. 
 
Задачи оптимизации
СР
2
 
Тема 4. Технология разработки интерактивной презентации
10
 
1. Современные способы организации презентаций
Лек
2
 
2. Разработка интерактивной презентации
Пр
2
Технология разработки интерактивной презентации. . Сохранение презентаций. Способы показа презентации
 
3.  Создание мультимедийной презентации 
Пр
2
Создание мультимедийной презентации (на выбор) "Устройства обработки; Устройства хранения; Устройства вывода;  Устройства ввода; Оконный интерфейс ОС Windows"
 
4. Создание мультимедийной презентации 
Пр
2
Создание мультимедийной презентации  (на выбор) "Основные типы компьютеров;  Конфигурация ПК;  Основные принципы функционирования ПК"
 
5. Принципы планирования показа слайдов
Пр
2
Подготовка презентации к показу
 
Тема 5. Компьютерные справочные правовые системы
2
 
1. Интерфейс системы. Основные функции и правила работы с СПС
Лек
2
 
Тема 6. Компьютерные сети
6
 
1. Компьютерные сети
Лек
2
Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия. Назначение локальных и глобальных сетей. Назначение локальных и глобальных сетей. Технология поиска информации в сети Интернет
 
2. Составить таблицу классификации сетей
Пр
2
 
3. Описать основные топологические структуры локальных вычислительных сетей
Пр
2
 
Тема 7. Автоматизированные системы делопроизводства
6
 
1. Автоматизированные системы делопроизводства
Лек
2
Понятие и назначение автоматизированных систем Делопроизводство и документооборот. Электронный документ и цифровая подпись
 
2. Создание цифровой подписи
Пр
2
 
Ресурсы локальной сети
СР
2
 
Тема 8. Основы информационной и компьютерной безопасности
6
 
1. Информационная безопасность
Лек
2
Классификация средств защиты. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа.
 
2. Составление модели защиты информации
Пр
2
 
Модели защиты информации
СР
2
 
Тема 9. Компьютерные вирусы
6
 
1. История возникновения компьютерных вирусов. Виды вирусов. Антивирусные средства защиты информации.
Лек
2
 
2. Виды вирусов. Антивирусные средства защиты информации.
Пр
2
Описать  уровни классификации мер защиты и составить таблицу .
 
Настройка антивирусного комплекса
СР
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 327 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489604

 
2. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2022. - 367 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=379718

 
3. Струмпэ Н.В.  Обработка информации cредствами MS Office [Электронный ресурс]:Учебное пособие для студентов СПО

Практикум  . - Москва : Издательский центр "Академия", 2020. - 224 с. – Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/487054/

 
Дополнительные источники:
 
1. Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Одинцов С. Д., Пальянова Н. В., Швоев М. И., Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Математика и информатика [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 402 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/490088 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
- справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
 
- поисковая система Яндекс https://www.yandex.ru/
 
- поисковая система Google https://www.google.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;

базовые и прикладные информационные технологии;

инструментальные средства информационных технологий

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

обрабатывать текстовую и числовую информацию;

применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

работы в пакетах прикладных программ

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:

современные средства и устройства информатизации;

порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

 
Уметь:

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

использовать современное программное обеспечение

 
ПК 2.2.
Выполнять интеграцию модулей в программное обеспечение.
 
Знать:

основные подходы к интегрированию программных модулей

 
ПК 3.4.
Проводить сравнительный анализ программных продуктов и средств разработки, с целью выявления наилучшего решения согласно критериям, определенным техническим заданием.
 
Знать:

работать с проектной документацией, разработанной с использованием графических языков спецификаций

 
Уметь:

современные стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Информационные технологии»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Информационные технологии» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине