2022-2023_09_02_07_22_plx_Основы философии
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Основы философии"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Задачи:

ознакомление студентов со структурой философского знания, различными подходами к решению основного вопроса философии, философскими концепциями прошлого и современности;

формирование систематизированных знаний о научной, философской и религиозной картинах мира, формационной и цивилизационной концепциях общественного развития;

получение представлений о важнейших проблемах философии – проблемах бытия и субстанции, природы и человека, сознания и познания, глобальных проблемах современности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытие;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,  культуры окружающей среды ;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники и технологий.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
поиска и анализа информации, представления своего мнения.
 
дисциплины:
Объем программы 72 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
60
60
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
24
24
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
12
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
0
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
72
72
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
5
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.01 Основы философии
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1.1. Философская картина мира
4
 
Введение
Лек
1
Философия как наука (этапы её развития, структура и функции, роль в формирование мировоззрения)
 
Мироздание 
Лек
1
Многообразие форм и сути материального мира, системы и подсистемы материального мира, системы и подсистемы материального мира, философы о первовеществе.
 
Материя 
Лек
2
понятие, философы о материи, свойства, атрибуты
 
Тема 1.2. Человек – сознание - познание
6
 
Познание, сознание, творчество 
Лек
2
Проблемы сознания и познания в истории философии , естественно- научные данные о мозге , разуме и сознание, современные представления о происхождении и сущности сознания, язык и мышление, познание и его значимость в жизни человека , человек как субъект творчества
 
Основные проблемы философской антропологии. Фундаментальные характеристики человека 
Пр
2
 
Основополагающие категории человеческого бытия. Проблема сознания 
Пр
1
 
Учение о познании. Человек как главная философская проблема. Познание, его сущность и структура
Пр
1
 
Тема 1.3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
12
 
Роль культуры в жизни общества. Наука и образование.
Лек
2
Культура и цивилизация, их понятия; материальная и духовная культура, роль науки и образования
 
Роль религии в жизни общества 
Лек
2
Понятия религия и веротерпимость, причины возникновения, мировые религии: буддизм, христианство , ислам
 
Философия и научная картина мира
Пр
2
 
Философия и искусство 
Пр
2
 
Философия и религия 
Пр
2
 
Ценность как способ освоения мира человеком
Пр
2
 
Тема 1.4. Социальная жизнь
6
 
Глобальные проблемы современности
Лек
2
человек, вселенная и природа; футурология, её  концепции,  экология мысли
 
Философия и история. Философия и культура.

Пр
2
 
Философия глобализации и глобальных проблем современности.
Пр
2
Будущее человечества. Социальные проблемы информационной цивилизации
 
Тема 2.1. Великие философы мира
4
 
Великие философы мира 
Лек
2
Лао-Цзы и Конфуций о проблеме совершенствования человека
 
Конфуций о проблеме совершенствования человека
Пр
2
 
Тема 2.2. Философия Древней Греции
4
 
Философия Древней Греции 
Лек
2
Сократ, Платон Аристотель, основные школы
 
Основные философские школы
Пр
2
 
Тема 2.3. Философия Средневековья
4
 
Философия Средневековья 
Лек
2
Августин Блаженный, Фома Аквинский, основные учения
 
Философия Средневековья
Пр
2
 
Тема 2.4. Философия эпохи Возрождения
8
 
Философия эпохи Возрождения 
Лек
2
Особенности философской мысли,  философские школы, философы эпохи ,ранние коммунистические утопии
 
Философские школы
Пр
2
 
Философы эпохи
Пр
2
 
Ранние коммунистические утопии
Пр
2
 
Тема 2.5. Философия Нового времени
6
 
Философия Нового времени 
Лек
2
Особенности философской мысли, немецкая классическая философия, утопический социализм, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер
 
Немецкая классическая философия
Пр
2
 
Утопический социализм
Пр
2
 
Тема 2.6. Философская мысль России
4
 
Философская мысль России 
Лек
2
П.Я. Чаадаев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский
 
Философская мысль России в XXв
Пр
2
 
Самостоятельная работа
12
 
Составление глоссария к разделу «Человек – сознание - познание» в виде презентации
СР
2
 
Составление кроссворда по теме «Сознание»

СР
2
 
Составление глоссария к разделу «Духовная жизнь человека» в виде презентации
СР
2
 
Составление глоссария к разделу «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени»
СР
2
 
Заполнение таблицы «Основные этапы развития философии»
СР
2
 
Подготовка к аттестации
СР
2
 
Зачет
2
 
Зачет
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Дмитриев В. В., Дымченко Л. Д. Основы философии [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 281 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491177

 
2. Спиркин А. Г. Основы философии [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 392 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489642

 
Дополнительные источники:
 
1. Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. Основы философии [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 177 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491445 
 
2. Губин В.Д. Основы философии [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2022. - 288 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=378604 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытие;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,  культуры окружающей среды ;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки и техники и технологий.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

поиска и анализа информации, представления своего мнения.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
 
Знать:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

 
Уметь:

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

 
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

 
Уметь:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

 
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
Знать:

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

 
Уметь:

описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения.

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы философии»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Основы философии» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине