СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование дисциплины)
"Основы финансовой грамотности"
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________
(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)
Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование квалификации)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.07 Основы финансовой грамотности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.07 Основы финансовой грамотности является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОГСЭ.07 Основы финансовой грамотности входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 36 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часов.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные термины и понятия предмета изучения;
роль финансовой грамотности в жизни современного человека и в практической деятельности государства;
основные международные виды платежных средств;
основные понятия и инструменты инвестирования;
основные понятия страховой системы Российской Федерации.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
составлять личный бизнес-план;
ориентироваться в современных банковских системах.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
принятия рациональных решений в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценки и принятие ответственности за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
применения полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика).
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
Контактная (аудиторная) работа (всего)
лекции (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
лабораторные занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
практические занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.07 Основы финансовой грамотности
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание раздела (темы)
Тема 1. Личное финансовое планирование
Тема 1. Личное финансовое планирование
Предмет, цели и задачи курса
Человеческий капитал. Что такое человеческий капитал. Как применить человеческий капитал.
Процесс принятия решений. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи.
Домашняя бухгалтерия. Основные принципы составления личного финансового плана
Тема 1. Личное финансовое планирование
«Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Разбор и анализ основных статей затрат семейного бюджета. Поиск способов минимизирования затрат.
Тест по теме: «Личное финансовое планирование»
Рассмотрение семейного бюджета на примере вашей семьи. Составление основных статей затрат семьи
Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление списка личных активов.
Накопления и инфляция. Депозит и его природа. Что такое накопления. Для чего они нужны. Что такое инфляция. Влияние инфляции на семейный бюджет.
Условия депозита и управление рисками
Решение задач по депозитным вкладам
Анализ возможностей увеличения дохода семьи с помощью депозитных вложений
Что такое кредит. Основная характеристика кредита. Кредитные риски.
Кредит. Расчёт процентных ставок по кредитам. Рассмотрение возможностей потребительского кредитования для физических лиц.
Тема 4. Расчетно-кассовые операции
Тема 4. Расчетно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег. История денег.
Виды платежных средств.
Формы дистанционного банковского обслуживания. Система рисков интернет банкинга.
Тема 4. Расчетно-кассовые операции
Рассмотрение предложений различных банков по дистанционному банковскому обслуживанию.
Рассмотрение понятий валюта и валютные рынки. Составление списка рисков при валютных операциях.
Тема 5. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов
Тема 5. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов
Виды страхования
Правовое регулирование страховой деятельности в РФ. Виды страхования. Как использовать страхование в повседневной жизни.
Тема 5. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов
Заключение страхового договора
Рассмотрение законов РФ регулирующих страховую деятельность
Инвестиции и стратегия инвестирования. Процесс инвестирования. Основные принципы и правила инвестирования Инвестиционные риски.
Заключение договора купли-продажи.
Рассмотрение возможностей инвестирования для физических лиц.
Тема 7. Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления
Тема 7. Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления
Что такое пенсия. Пенсионная система РФ
Тема 7. Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления
Изучение пенсионной системы других стран. Расчет пенсионных накоплений
Понятие и сущность налогов. История их происхождения
Налоговая система РФ Виды налогов. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.
Составление списка законов РФ регулирующих деятельность Федеральной налоговой службы.
Расчет налогового вычета: на приобретение имущества и образование.
Тема 9. Финансовые махинации
Тема 9. Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. «Финансовые пирамиды»
Мошенничества с инвестиционными инструментами. Уголовная ответственность за финансовые махинации
Тема 9. Финансовые махинации
Правила личной финансовой безопасности.
Основы финансовой грамотности
Рассмотрение семейного бюджета на примере вашей семьи. Составление основных статей затрат семьи
Составление списка плюсов и минусов использования электронных и бумажных денег
Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет.
Подготовка к аттестации
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа; ЛР – лабораторные работы.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.
Оснащение аудитории
Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя: компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P; проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
(Компьютерный класс)
Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI 4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Фрицлер А. В., Тарханова Е. А. Основы финансовой грамотности [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 154 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496684
Дополнительные источники:
1. Богдашевский А. Основы финансовой грамотности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Альпина Паблишер", 2018. - 304 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=333473
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
- Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
- ЭБС Znanium.com http://znanium.com
2. Базы данных и поисковые системы:
- официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/
- официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) https://www.cbr.ru
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.
Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:
-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;
-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;
-приобщить студента к творческой деятельности;
-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.
При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.
Методические материалы для обучающихся
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
основные термины и понятия предмета изучения;
роль финансовой грамотности в жизни современного человека и в практической деятельности государства;
основные международные виды платежных средств;
основные понятия и инструменты инвестирования;
основные понятия страховой системы Российской Федерации.
Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,
контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.
Умения:
составлять личный бизнес-план;
ориентироваться в современных банковских системах.
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование
Практический опыт:
принятия рациональных решений в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценки и принятие ответственности за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
применения полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика).
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Знать:
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Уметь:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Знать:
сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной деятельности по специальности
Уметь:
описывать значимость своей специальности
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Знать:
основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Уметь:
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;
определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею;
определять источники финансирования
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы финансовой грамотности»
Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Основы финансовой грамотности» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.
Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания
Пороговый (узнавание)
«3»
Знает: базовые общие знания;
Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;
Владеет: работает при прямом наблюдении.
Базовый (воспроизведение)
«4»
Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;
Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем
Высокий (компетентность)
«5»
max балл
Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;
Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы
Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):
-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;
-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),
-имитационные компьютерные модели;
-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).
7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине