2022-2023_09_02_07_22_plx_Русский язык и культура речи
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Русский язык и культура речи"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи входит в Общий гуманитарный и социально-экономический цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков. 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 72 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи; синтаксический строй предложений; правила правописания; функциональные стили литературного языка.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; определять лексическое значение слова; использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
употребления профессиональной лексики и научных терминов.
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
60
60
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
24
24
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
12
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
0
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
72
72
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
4
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Предмет, цели преподавания и задачи изучения дисциплины. Язык – знаковая система
7
 
Язык – знаковая система 
Лек
2
Язык – система (единицы языка, уровни языка, разделы). Язык – знаковая система (естественные знаки – знаки признаки, искусственные знаки – знаки информаторы), языковые знаки. 
 
Функции языка 
Лек
2
Функции языка (коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, эмоциональная (эмотивная), функция воздействия (волюнтативная).
 
Коммуникативные свойства речи
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
1
Изучение лекций и материалов  учебника, д/з.
 
Тема 2. Формы существования языка. Стили современного литературного языка
7
 
Формы существования языка
Лек
2
Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности, различие между ними. Формы существования языка.
 
Стилевые особенности речи
Пр
4
 
Самостоятельная работа 
СР
1
Изучение лекций и материалов  учебника, д/з.
 
Тема 3. Функциональные стили речи и их взаимодействие
10
 
Функциональные стили речи и их взаимодействие.
Лек
2
Классификация функциональных стилей. Научный стиль речи, сфера функционирования, жанровое разнообразие. Официально-деловой стиль речи. Основные стилевые черты. Стандартное расположение частей текста, реквизитов. Публицистический стиль речи. Стилевые черты. Жанровая дифференциация. Эмоциональные средства выразительности, их сочетание со строгой логической доказательностью. Художественный стиль речи (стиль произведений художественной литературы). 
 
Изобразительно-выразительные средства языка
Пр
2
 
Стили речи в профессиональной деятельности
Пр
2
 
Контрольная работа
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
2
Изучение лекций и материалов  учебника, д/з
 
Тема 4. Нормативный аспект культуры речи
7
 
Нормативный аспект культуры речи
Лек
2
Характеристика понятия «Культура речи». Понятие о языковой норме (орфоэпическая, акцентологическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, грамматическая, интонационная, пунктуационная). Вариантность нормы. Характеристика основных норм литературного языка. Частные нарушения правил литературного произношения (произношение согласных, заимствованных слов). 
 
Роль словарей в совершенствовании грамотного письма и говорения.
Пр
4
 
Самостоятельная работа

СР
1
Изучение лекций и материалов  учебника, д/з.

Доклад на тему: «Роль словарей в совершенствовании грамотного письма и говорения».

 
Тема 5. Коммуникативный аспект культуры речи
7
 
Коммуникативный аспект культуры речи
Лек
4
Точность речи, понятность, чистота речи. Богатство и разнообразие речи. Выразительность речи (произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная, стилистическая). 
 
Значение изобразительно-выразительных средств языка
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
1
Доклад на тему: «Значение изобразительно-выразительных средств языка (тропы, стилистические фигуры, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые слова).

Индивидуальные задания: составить предложения с использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Изучение лекций и материалов  учебника, д/з.

 
Тема 6. Этические нормы речевой культуры
10
 
Этические нормы речевой культуры
Лек
4
Понятие «речевой этикет». Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Речевой этикет и его национальная специфика. Формула речевого этикета, его группы. История обращения людей в России. 
 
Речевой этикет и национальная специфика
Пр
2
 
История обращения людей в России
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
2
Изучение лекций и материалов  учебника,  дополнительной литературы по теме: «Речевое общение», д/з.

Доклад на тему: «История обращения людей в России».

 
Тема 7. Речевая деятельность
12
 
Организация вербального взаимодействия
Лек
2
Понятие «речевая деятельность». Социальный характер речевой деятельности. Основные единицы речевого общения. 
 
Эффективность речевой коммуникации
Лек
2
Принцип речевой коммуникации. Основные виды аргументов. Вербальные и невербальные средства общения. Профессиональный тезаурус. 
 
Вербальные средства общения
Пр
2
 
Невербальные средства общения
Пр
2
 
Составление индивидуального словаря профессионального лексикона
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
2
Изучение лекций и материалов  учебника, д/з

Презентация аудиовидеороликов «Вербальные средства общения», «Невербальные средства общения».

Индивидуальные задания: составить индивидуальный словарь профессионального лексикона.

 
Тема 8. Основы ораторского искусства
10
 
Искусство речи – искусство убеждать
Лек
2
Основы ораторского искусства как социального явления. Понятие об ораторах и искусстве. Оратор и его аудитория. Этапы подготовки ораторской речи. Композиция речи, ее основные элементы. Способы словесного оформления публичного выступления. Культура и искусство речи.
 
Оратор и его аудитория
Пр
2
 
Искусство речи – искусство убеждать
Пр
4
 
Самостоятельная работа
СР
2
Изучение лекций и материалов  учебника, дополнительной литературы, д/з.

Доклад на тему: «Известные ораторы и их искусство речи».

 
Зачет
2
 
Зачет
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи  [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО. - Москва: Издательский центр "Академия", 2020. - 320 с. – Режим доступа: https://academia-moscow.ru/catalogue/4831/474806/

 
2. Голубева А. В., Пономарева З. Н., Стычишина Л. П. Русский язык и культура речи. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 256 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491114

 
Дополнительные источники:
 
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи:Учебник для СПО. - Москва: Академия, 2019. - 320 с.
 
2. Грибанская Е.Э., Береснева Л.Н. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]:Учебно-методическая литература. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 2018. - 140 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=365160 
 
3. Химик В. В., Бояркина В. Д., Буре Н. А., Милёхина Т. А., Моисеева В. Л., Селиверстова Е. И., Волкова Л. Б. Культура речи и деловое общение [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 308 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494489 
 
4. Черняк В. Д., Дунев А. И., Ефремов В. А., Сергеева Е. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 389 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491228 
 
5. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 240 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=370355 
 
6. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2022. - 144 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=388269 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; способы словообразования; самостоятельные и служебные части речи; синтаксический строй предложений; правила правописания; функциональные стили литературного языка.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; определять лексическое значение слова; использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

употребления профессиональной лексики и научных терминов.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
 
Знать:

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений

 
Уметь:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

 
ОК 10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Знать:

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

особенности произношения;

правила чтения текстов профессиональной направленности

 
Уметь:

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине