2022-2023_09_02_06_22_plx_Разработка_ администрирование и защита баз данных
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Разработка, администрирование и защита баз данных"
 
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
сетевой и системный администратор
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Разработка, администрирование и защита баз данных
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.13 Разработка, администрирование и защита баз данных является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1548)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.13 Разработка, администрирование и защита баз данных входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

методы описания схем баз данных в современных СУБД;

структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

методы организации целостности данных;

способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

основные методы и средства защиты данных в базах данных;

модели и структуры информационных систем;

основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;

информационные ресурсы компьютерных сетей;

технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;

основы разработки приложений баз данных.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам;

работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

формировать и настраивать схему базы данных;

разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;

создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

применять стандартные методы для защиты объектов базы данных.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

использования средств заполнения базы данных;

использования стандартных методов защиты объектов базы данных.

 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 126 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
90
90
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
34
34
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
18
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
18
18
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
Эк,КР
Общая трудоемкость                                     час
126
108
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
5
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.13 Разработка, администрирование и защита баз данных
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний
26
 
Основные понятия и определения
Лек
2
 
Основные положения теории баз данных.
Лек
2
 
Хранилище данных
Лек
2
 
Архитектура базы данных
Лек
2
 
Модели данных
Лек
2
 
База знаний
Лек
2
 
Построение концептуальной, логической и физической модели данных
Пр
2
 
Построение реляционной модели данных
Пр
2
 
Определение ключей и связей между объектами
Пр
2
 
Выполнение операций реляционной алгебры
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
6
Подготовка сообщений о СУБД. Изучение законодательной базы по защите данных в базах данных
 
Тема 2. Основы проектирования баз данных.
26
 
Модели данных, как инструментальные средства на этапах проектирования базы данных
Лек
2
 
Предметная область БД
Лек
2
 
Атрибуты и сущности БД
Лек
2
 
Нормализация отношений. Принципы проектирования БД.
Лек
2
 
Построение ERдиаграммы
Пр
2
 
Проектирование БД
Пр
2
 
Построение инфологической модели
Пр
2
 
Анализ предметной области. 
Пр
2
 
Приведение таблицы к нормальной форме. 
Пр
2
 
ER-диаграмма( индивидуальное задание)
Пр
2
 
Самостоятельная работа. 
СР
6
Работа над проектом: анализ предметной области. Сбор информации для проектирования БД. Работа над проектом: разработка концептуальной модели предметной области. Работа над проектом: построение модели, ER-диаграммы (индивидуальное задание).
 
Тема 3. Система управления базами данных MS Access.
22
 
Система управления базами данных MS Access. 
Лек
2
 
Интерфейс. Объекты БД
Лек
2
 
Организация хранения данных в СУБД MS Access. 
Лек
2
 
Типы данных и их свойства. Структуры данных Создание связей между таблицами. Объединение 
Лек
2
 
Запросы СУБД MS Access. Запросы. Виды запросов. 
Лек
2
 
Способы создания запросов. Создание сложных запросов. Сортировка данных таблицы
Лек
2
 
Создание сложных запросов.
Пр
2
 
Модификация БД с помощью запросов. Сортировка, поиск и фильтрация данных Ф
Пр
2
 
Самостоятельная работа. 
СР
6
Работа над: разработкой и созданием запросов в БД (индивидуальное задание)
 
Тема 4. Основные методы и средства защиты данных в базах данных
34
 
Методы организации целостности данных
Лек
2
 
Защита баз данных.. 
Лек
2
 
Средства обеспечения и поддержания целостности и безопасности. 
Пр
2
 
Целостность по сущностям
Пр
2
 
Целостность по ссылкам
Пр
2
 
Целостность, определяемая пользователем.
Пр
2
 
URL схема  ( индивидуальное задание)
Пр
2
 
Курсовая работа.
Курс. пр-е
20
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Голицына О. Л., Партыка Т. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2021. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=364900

 
2. Советов Б. Я., Цехановский В. В., Чертовской В. Д. Базы данных [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 420 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492490

 
3. Федорова Г.Н.  Разработка, администрирование  и защита баз данных    [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО. - Москва : Издательский центр "Академия", 2021. - 288 с. – Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/553025/

 
Дополнительные источники:
 
1. Маркин А. В. Программирование на SQL [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 435 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495666 
 
2. Нестеров С. А. Базы данных [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 230 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495981 
 
3. Стасышин В. М., Стасышина Т. Л. Базы данных: технологии доступа [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 164 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494562 
 
4. Стружкин Н. П., Годин В. В. Базы данных: проектирование. Практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 291 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494564 
 
5. Стружкин Н. П., Годин В. В. Базы данных: проектирование [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 477 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495973 
 
6. Федорова Г.Н.  Основы проектирования баз данных  [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО. - Москва : Издательский центр "Академия", 2021. - 224 с. – Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/553009/ 
 
7. Федорова Г.Н. Разработка, администрирование и защита баз данных:Учебник для СПО. - Москва: Академия, 2021. - 285 с.
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
 
Знания:

основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний;

основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных;

современные инструментальные средства разработки схемы базы данных;

методы описания схем баз данных в современных СУБД;

структуры данных СУБД, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров;

методы организации целостности данных;

способы контроля доступа к данным и управления привилегиями;

основные методы и средства защиты данных в базах данных;

модели и структуры информационных систем;

основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;

информационные ресурсы компьютерных сетей;

технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях;

основы разработки приложений баз данных.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

создавать объекты баз данных в современных СУБД и управлять доступом к этим объектам;

работать с современными case-средствами проектирования баз данных;

формировать и настраивать схему базы данных;

разрабатывать прикладные программы с использованием языка SQL;

создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных;

применять стандартные методы для защиты объектов базы данных.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

работы с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных;

использования средств заполнения базы данных;

использования стандартных методов защиты объектов базы данных.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ПК 1.5.
Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.
 
Знать:

базовые протоколы и технологии локальных сетей

 
Уметь:

проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии

 
ПК 1.3.
Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.
 
Владеть:

обеспечении безопасного хранения и передачи информации в локальной сети

 
ПК 1.2.
Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
 
Знать:

архитектуру протоколов, стандартизации сетей, этапов проектирования сетевой инфраструктуры

 
Уметь:

выборе технологии, инструментальных средств при организации процесса исследования объектов сетевой инфраструктуры

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Разработка, администрирование и защита баз данных»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Разработка, администрирование и защита баз данных» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине