2022-2023_09_02_06_22_plx_Основы экономики
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Основы экономики"
 
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
сетевой и системный администратор
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Основы экономики
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.12 Основы экономики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (сетевой и системный администратор) (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1548)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.12 Основы экономики входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков. 
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 84 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
общие положения экономической теории;

организацию производственного и технологического процессов;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

методику разработки бизнес-плана.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

разрабатывать бизнес-план.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
60
60
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
24
24
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
12
12
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
12
12
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
Эк
Общая трудоемкость                                     час
84
72
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
6
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.12 Основы экономики
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Факторы производства. Спрос и предложение
10
 
Введение 
Лек
1
Содержание дисциплины и ее задачи
 
Факторы производства
Лек
1
Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Кривая производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. 
 
Спрос и предложение
Лек
2
Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене. Понятие предложения. Закон предложения. Эластичное предложение по цене. Рыночное равновесие
 
Решение задач 
Пр
3
 
Контрольная работа
Пр
1
 
Подготовка сообщений на тему: «Индивидуальное и рыночное предложение»
СР
2
 
Тема 2. Организационно-правовые формы предприятия
7
 
Предпринимательство - составная часть рыночной экономики
Лек
1
Предпринимательство - составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. 
 
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
Лек
1
 
Организационно-правовые формы хозяйствования
Лек
2
Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования
 
Сравнительная характеристика организационно-правовых форм хозяйствования
Пр
2
 
Построить сравнительную таблицу организационно-правовых форм предприятий
СР
1
 
Тема 3. Производственная структура организации (предприятия)
6
 
Производственная структура организации (предприятия) ее элементы. 
Лек
2
Типы производства. Производственный процесс: понятие, содержание и структура.  Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения. Основное и вспомогательное производство. Совершенствование производственной структуры организации (предприятия) в условиях рынка. Техническая подготовка производства.
 
Расчет длительности производственного цикла
Пр
3
 
Контрольная работа
Пр
1
 
Разработать систему факторов повышения качества продукции
СР
0
 
Тема 4. Поведение производителя в рыночной экономике
6
 
Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Лек
2
Чистая монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Антимонопольная политика
 
Решение ситуационных задач
Пр
2
 
Сбор и анализ информации на тему: «Характерные особенности рынков монополистической конкуренции и олигополии»
СР
2
 
Тема 5. Роль государства в национальном хозяйстве
5
 
Роль государства в национальном хозяйстве
Лек
2
Государственный сектор. Основные направления экономической политики государства. Показатели экономики страны и национальные счета. Государственные финансы и бюджет
 
Решение ситуационных задач
Пр
2
 
Индивидуальное домашнее задание
СР
1
 
Тема 6. Занятость и безработица 
7
 
Занятость и безработица
Лек
2
Сущность и показатели безработицы. Основные формы безработицы. Политика занятости 
 
Решение ситуационных задач 
Пр
4
 
Индивидуальное домашнее задание
СР
1
 
Тема 7. Денежно-кредитная система 
5
 
Денежно-кредитная система и ее механизмы
Лек
2
Деньги. Денежно-кредитная система и ее механизмы. Инфляция. 
 
Решение ситуационных задач
Пр
2
 
Индивидуальное домашнее задание
СР
1
 
Тема 8. Формы оплаты труда в современных условиях 
8
 
Формы и системы оплаты труда
Лек
2
Формы и системы оплаты труда. Факторы, влияющие на размер заработной платы. Сущность и содержание тарифной системы. Состав и структура кадров предприятия. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Нормирование труда. Методы нормирования труда. Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.
 
Тарифная система оплаты труда
Пр
2
 
Кадровая служба
Пр
2
 
Производительность труда
Пр
2
 
Тема 9. Основные технико-экономические показатели деятельности организации 
10
 
Основные показатели деятельности организации. 
Лек
2
Издержки производства и реализации продукции. Механизмы ценообразования.
 
Расчет технико-экономических показателей деятельности
Пр
4
Расчет основных показателей деятельности организации, составление калькуляции и сметы затрат, определение цены товара, расчет прибыли и рентабельности продукции.
 
Решение задач по составлению калькуляции себестоимости продукции в соответствии с индивидуальным заданием 
СР
2
 
Контрольная работа
Пр
2
 
Тема 10. Методика разработки бизнес-плана 
8
 
Планирование деятельности организации. Основные разделы бизнес-плана
Лек
2
 
Составление бизнес-плана
Пр
4
 
Подготовка к аттестации
СР
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Богатырева М. В., Колмаков А. Е., Колмаков М. А. Основы экономики [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 424 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495442

 
2. Борисов Е. Ф. Основы экономики [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 383 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489601

 
3. Океанова З.К. Основы экономики [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2022. - 287 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=379464

 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
- справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

общие положения экономической теории;

организацию производственного и технологического процессов;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;

методику разработки бизнес-плана.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

разрабатывать бизнес-план.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

находить и использовать необходимую экономическую информацию.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 11.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
 
Знать:

основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

 
Уметь:

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Основы экономики»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Основы экономики» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине