СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование дисциплины)
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
____________________________________________________________________________________________________________
(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)
Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
сетевой и системный администратор
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование квалификации)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.11 Менеджмент является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 СЕТЕВОЕ И СИСТЕМНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ (сетевой и системный администратор) (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1548)"
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.11 Менеджмент входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-методы планирования и организации работы подразделения;
-принципы построения организационной структуры управления;
-основы формирования мотивационной политики организации;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-методику принятия решений;
-стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
-анализировать организационные структуры управления;
-проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-применять эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
-использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.
Объем программы 108 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
Контактная (аудиторная) работа (всего)
лекции (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
лабораторные занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
практические занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Менеджмент
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание раздела (темы)
Тема 1. Понятие менеджмента. Цели и задачи управления организациями
Понятие и виды менеджмента
Понятие менеджмента. Виды менеджмента. Цели и задачи управления организациями.
Роль менеджмента в современных условиях становления рыночных отношений.
Тема 2. Функции менеджмента как основы управленческой деятельности
Функции менеджмента как основы управленческой деятельности
Общие и специальные функции менеджмента. Характеристика общих функций цикла
Основы организации работы коллектива исполнителей
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации
Понятие организации. Внешняя среда организации
Понятие организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда в организации. Пирамида уровней управления. Объект и субъект управления.
Внутренняя среда организации
Факторы внутренней среды организации: цели, задачи, технология, структура, трудовые кадры и организационная культура.
Внешняя среда организации. Признаки и факторы
Внешняя среда организации и признаки, характеризующие её: подвижность, сложность и неопределённость.
Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и государственные органы
Факторы внешней среды косвенного воздействия: экономические, политические, социальные, культурные факторы, научно-технический прогресс, международные отношения.
Тема 4. Подготовка, принятие и реализация управленческих решений
Процесс принятия управленческих решений.
Классификация решений. Индивидуальные и организационные решения. Методы принятия решений.
Этапы принятия решений: анализ ситуации, определение проблемы, определение критериев выбора, разработка альтернатив, выбор наилучшей альтернативы, согласование решений, управление реализацией, контроль над реализацией принятых решений.
Тема 5. Стратегическое планирование деятельности организации
Стратегии и стратегический менеджмент
Понятие стратегии и стратегического менеджмента. Стратегическое планирование деятельности организации. Виды планов.
Процесс стратегического планирования и анализ стратегических альтернатив
Процесс стратегического планирования: миссия организации и её цели, требования, предъявляемые к целям; анализ сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив.
Тема 6. Система мотивации труда. Делегирование полномочий
Сущность мотивации. Индивидуальная и групповая мотивации. Концепция А. Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Процессуальные и содержательные теории мотивации. Делегирование – основа взаимосвязи между уровнями управления предприятием. Виды полномочий. Понятие ответственности.
Анализ значимости отдельных потребностей для студента в процессе обучения
Анализ значимости отдельных потребностей для студента в процессе обучения: физиологических, безопасности, принадлежности и причастности, признания и самоутверждения, самовыражения.
Тема 7. Управление рисками
Сущность рисков и их виды
Сущность рисков и их виды: предпринимательский, коммерческий, финансовый. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
Управление предпринимательскими рисками. Методы нейтрализации предпринимательских рисков.
Тема 8. Управление конфликтами и стрессами
Сущность и виды конфликтов. Методы управления
Сущность и виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, между группой и личностью, межгрупповой.
Стрессы и их влияние на личность, и трудовой коллектив.
Причины стресса. Факторы, вызывающие стресс: организационные и личностные. Методы предотвращения стресса.
Причины возникновения и методы управления конфликтами
Причины возникновения конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные
Определение причины и типа конфликта (объект и субъект конфликта) и определение модели управления этим конфликтом.
Тема 9. Коммуникации в управлении
Коммуникация и её роль в осуществлении управления организацией
Структура коммуникационного процесса: источник, сообщение, канал, получатель, обратная связь. Управленческая информация: виды и способы передачи. Информация и её характерные особенности. Новые информационные технологии
Внешняя и внутренняя коммуникация организации
Коммуникации между организацией и её внешней средой. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
Тема 10. Психология менеджмента
Понятие о психологии. Личность и её структура. Индивидуальные особенности личности: типы темперамента, типы характеров. Понятие лидерства. Формальные и неформальные группы.
Понятие власти и влияния. Стили руководства
Понятие власти и влияния. Типы власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, власть примера, власть эксперта, законная (традиционная) власть. Способы влияния на подчиненных: эмоциональное и рассудочное. Понятие стилей руководства.
Классификация стилей руководства
Классификация стилей руководства: авторитарный (автократический), демократический, либеральный (невмешательский).
Значение делового общения. Организация общения
Технология проведения делового совещания. Модель проведения деловых переговоров. Техника телефонных переговоров.
Модель деловых переговоров с собеседником
Тема 12. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Планирование рабочего и свободного времени менеджера
Ранжирование задач. Рабочее место руководителя. Основные направления улучшения использования времени
Самостоятельная работа обучающихся
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа; ЛР – лабораторные работы.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.
Оснащение аудитории
Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя: компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P; проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
(Компьютерный класс)
Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI 4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Астахова Н. И., Москвитин Г. И. Менеджмент [Электронный ресурс]:Учебник Для СПО. - Москва: Юрайт, 2021. - 422 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/477870
2. Иванова И. А., Сергеев А. М. Менеджмент [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 305 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491094
3. Шарапова Т. В. Основы менеджмента [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 208 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/492399
Дополнительные источники:
1. Зараменских Е. П. Менеджмент: бизнес-информатика [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 407 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495983
2. Михалева Е. П. Менеджмент [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 191 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/488550
3. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 197 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495380
4. Плахотникова М. А., Вертакова Ю. В. Информационные технологии в менеджменте [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 326 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491231
5. Иванов П. В., Дашкова И. А., Ткаченко И. В., Костылев В. И., Захарченко Н. С. Менеджмент: методы принятия управленческих решений [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 276 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495414
6. Коргова М. А., Салогуб А. М. Менеджмент. История менеджмента [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 166 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495383
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
- ЭБС Znanium.com http://znanium.com
- Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
2. Базы данных и поисковые системы:
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
- справочная правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.
Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:
-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;
-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;
-приобщить студента к творческой деятельности;
-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.
При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.
Методические материалы для обучающихся
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
-сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-методы планирования и организации работы подразделения;
-принципы построения организационной структуры управления;
-основы формирования мотивационной политики организации;
-особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-внешнюю и внутреннюю среду организации;
-цикл менеджмента;
-процесс принятия и реализации управленческих решений;
-функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-систему методов управления;
-методику принятия решений;
-стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,
контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.
Умения:
-анализировать организационные структуры управления;
-проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-применять эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование
Практический опыт:
-использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения.
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Знать:
основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
Уметь:
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Менеджмент»
Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Менеджмент» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.
Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания
Пороговый (узнавание)
«3»
Знает: базовые общие знания;
Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;
Владеет: работает при прямом наблюдении.
Базовый (воспроизведение)
«4»
Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;
Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем
Высокий (компетентность)
«5»
max балл
Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;
Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы
Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».