2022-2023_09_02_07_22_plx_Компьютерная графика
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Компьютерная графика"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Компьютерная графика
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.07 Компьютерная графика является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина ОП.07 Компьютерная графика входит в Общепрофессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.

Задачи: выработка знаний, умений и навыков, необходимых студентам для выполнения и чтения технических чертежей различного назначения, создание и редактирование графических документов для их применения в профессиональной  деятельности в соответствии с поставленной задачей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 120 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
средства компьютерной графики;

основные функциональные возможности современных графических систем;

приемы моделирование в рамках графических систем;

основы цветоведения;

требования к графическому интерфейсу разрабатываемых приложений;

методы и приемы создания и редактирования 2D и 3D изображений.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
создавать и редактировать 2D и 3D изображения в современных графических системах.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
использовать средства компьютерной графики для выполнения поставленной задачи.
 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
90
90
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
54
54
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
18
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
12
12
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
Эк
Общая трудоемкость                                     час
120
108
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
6
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП.07 Компьютерная графика
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1.1 Введение в компьютерную графику
8
 
История компьютерной графики. Классификация графических систем
Лек
2
История и тенденции развития компьютерной графики (КГ). Классификация графических систем, роль компьютерной графики в автоматизированном проектировании, моделировании систем, экономике, делопроизводстве и т.д. Психофизические и психофизиологические аспекты восприятия изображений.
 
Применение компьютерной графики. Графические редакторы
Лек
2
Растровая и векторная графика. Особенности и параметры растровых изображений; Виды и форматы изображений, Разрешение и графические форматы; Алгоритмы сжатия изображений Цветовые модели. Аппаратная база компьютерной графики. Способы взаимодействия с графическими системами.
 
Самостоятельная работа
СР
4
Установка графических редакторов.

Подготовка сообщений на темы: Деловая (коммерческая), инженерная, научная и иллюстративная графика. Компьютерный дизайн и работа с цветом. Проектирование интерфейсов пользователя в компьютерной графике 

 
Тема 2.1 Среда растрового редактора Adobe Photoshop
6
 
Среда растрового редактора Adobe Photoshop
Лек
2
Меню и палитры Adobe Photoshop; Инструменты Adobe Photoshop
 
Начало работы в Adobe Photoshop
Пр
2
Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры; Простейшие приемы работы
 
Самостоятельная работа
СР
2
Работа с конспектом лекций. Подготовка сообщений на темы: Интерактивные устройства ввода-вывода графической информации. Интерактивные графические методы и графические редакторы. 
 
Тема 2.2 Создание и редактирование растровых изображений
14
 
Работа со слоями. Приемы работы в растровом редакторе
Лек
2
Работа  с текстом; Техника свободного рисования; Заливка и коррекция изображения; Многослойные изображения. Работа со слоями; Техника ретуширования, чистка и восстановление деталей изображений; Каналы и маски, стили и эффекты; Использование фильтров
 
Создание декоративного текста. Создание изображения в технике свободного рисования
Пр
2
 
Создание коллажа. Создание фоторамки
Пр
2
 
Ретушь фотографии, создание журнального фотоснимка
Пр
2
 
Создание поздравительной открытки, пригласительного письма
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
4
Ретушь старых семейных фотографий, Создание фотоальбома
 
Тема 2.3 Анимация 
8
 
Трюки и эффекты в Adobe Photoshop. Методы сохранение графики для Web и устройств
Лек
2
 
Создание анимированного баннера
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
2
Создание анимированного объекта для сайта на тему «Мои увлечения»
 
Контроль. Защита индивидуального задания по предложенной теме.
Пр
2
 
Тема 3.1 Среда векторного редактора СorelDRAW
4
 
Окно программы СorelDRAW. 
Лек
2
Команды главного меню, панель инструментов; Способы создания графического изображения в СorelDRAW. Графические примитивы
 
Начала работы в векторном редакторе
Пр
2
Изучение возможностей меню, панели инструментов, цветовой палитры; Основы работы в программе СorelDRAW
 
Тема 3.2 Создание и редактирование векторных изображений 
22
 
Работа с объектами. 
Лек
2
Управление масштабом объекта, упорядочение размещение объектов, группировка и соединение объектов; Редактирование геометрической формы объекта, изменение формы с помощью инструментов; Создание объектов произвольной формы, кривая Безье
 
Работа с цветом.
Лек
2
Работа с цветом, прозрачность объекта, цветоделение
 
Работа  с текстом. Средства повышенной точности, линейки, сетки, направляющие. 
Лек
2
 
Работа с растровыми изображениями
Лек
2
Работа с растровыми изображениями. Использование спецэффектов, перспектива, тень, объем
 
Создание декоративного текста, изображения в технике свободного рисования
Пр
2
 
Создание визитки, листовки, буклета
Пр
2
 
Создание поздравительной открытки, пригласительного письма
Пр
2
 
Создание афиши, рекламного баннера
Пр
2
 
Самостоятельная работа
СР
4
Создание брошюры; Создание журнальной страницы; Создание фотоальбома
 
Контроль. Выполнение индивидуального задания по предложенной теме.
Пр
2
 
Тема 4.1 Математические основы компьютерной графики
4
 
Математические основы компьютерной графики
Лек
4
Пространственное моделирование. Основные типы преобразований. Аксонометрические преобразования. Перспективные преобразования. Восстановление трехмерной информации. Стереографические проекции.  Метрические и позиционные задачи. Плоские и пространственные кривые. Представление кривых, конических сечений, окружности, эллипса, параболы, гиперболы. Классические методы интерполяции. Кривые Безье. Изображение поверхностей и геометрических тел. Сферические, плоские, криволинейные поверхности. Поверхности Безье. В-сплайн поверхности
 
Тема 4.2 Общие сведения о системе КОМПАС-3D
4
 
Назначение и возможности САПР КОМПАС-3D
Лек
2
Состав системы. Типы документов и файлов. Единицы измерений, системы координат. Интерфейс системы. Управление состоянием панелей окон. Панель свойств. Компактные панели. Типы документов.  Управление документами и просмотром изображений.
 
Изучение основных приемов работы в среде КОМПАС-3D
Пр
2
 
Тема 4.3 Построение и редактирование геометрических объектов
10
 
Построение и редактирование геометрических объектов
Лек
2
Общие сведения о создании геометрических объектов. Стили геометрических объектов. Точки. Вспомогательные прямые. Отрезки. Окружности. Эллипсы. Дуги. Многоугольники. Лекальные кривые. Непрерывный ввод объектов. Линия. Штриховка и заливка. Фаски и скругления. Простановка размеров и обозначений. Редактирование объектов. Общие приемы редактирования. Изменение и копирование свойств объектов
 
Построение простых элементов. Нанесение размеров
Пр
2
Построение простых элементов. Нанесение размеров. Выполнение конусности и уклонов. Построение ломаной линии. 
 
Построение простых элементов. Штриховка. Массивы
Пр
2
Построение окружности. Выполнение штриховки, простановка размеров. Построение прямоугольника и правильного многоугольника. Построение массивов элементов. 
 
Построение трехпроекционного чертежа
Пр
2
 
Построение чертежа с применением разрезов
Пр
2
 
Тема 4.4 Особенности работы с трехмерными моделями
10
 
Особенности работы с трехмерными моделями
Лек
4
Общие принципы моделирования. Особенности интерфейса. Управляющие элементы и команды. Инструментальные панели. Дерево модели. Базовые приемы работы. Приемы моделирования деталей. Требования к эскизам. Элемент выдавливания. Элемент вращения. Элемент по сечениям
 
Выполнение пространственной модели
Пр
4
 
Самостоятельная работа
СР
2
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Новые возможности модуля трехмерного моделирования.

2. Свойства формообразующих элементов.

3. Приклеивание и вырезание формообразующих элементов.

4. Многотельное моделирование.

5. Отсечение части детали.

6. Библиотеки

 
Тема 4.5 Создание 3d-объектов в среде 3DsMax
18
 
Начала работы в среде  3DsMax
Лек
4
Окно программы 3ds max 2010. Команды главного меню, панель инструментов Изучение стандартных примитивов, работа с объектами в сцене Применение объектов базового моделирования Применение Работа  с текстом модификаторов Изучение материалов, использование текстур Создание фона, освещение сцены, а так же создание камер и их применение Создание простейшей анимации Рендеринг проекта
 
Создание сцены с помощью стандартных примитивов
Пр
2
 
Создание объекта 
Пр
2
 
Анимация идущего манекена
Пр
2
 
Создание текстурной развертки
Пр
2
 
Моделирование объекта
Пр
2
 
Создание текстурной карты
Пр
2
 
Контроль. Выполнение индивидуального задания по предложенной теме
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Селезнев В. А., Дмитроченко С. А. Компьютерная графика [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 218 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/491296

 
2. Боресков А. В., Шикин Е. В. Компьютерная графика [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 219 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495978

 
Дополнительные источники:
 
1. Хейфец А. Л., Логиновский А. Н., Буторина И. В., Васильева В. Н. Инженерная 3D-компьютерная графика в 2 т. Том 1 [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 328 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494513 
 
2. Хейфец А. Л., Логиновский А. Н., Буторина И. В., Васильева В. Н. Инженерная 3D-компьютерная графика в 2 т. Том 2 [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 279 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494514 
 
3. Борисенко И.Г. Инженерная и компьютерная графика. Эскизирование и выполнение чертежей [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - 218 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=380464 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
- поисковая система Google https://www.google.ru/
 
- поисковая система Яндекс https://www.yandex.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

средства компьютерной графики;

основные функциональные возможности современных графических систем;

приемы моделирование в рамках графических систем;

основы цветоведения;

требования к графическому интерфейсу разрабатываемых приложений;

методы и приемы создания и редактирования 2D и 3D изображений.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

создавать и редактировать 2D и 3D изображения в современных графических системах.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

использовать средства компьютерной графики для выполнения поставленной задачи.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ОК 10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
Уметь:

лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; правила чтения текстов профессиональной направленности

 
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
 
Знать:

современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

 
Уметь:

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Компьютерная графика»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Компьютерная графика» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине