СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование дисциплины)
"Внедрение и сопровождение информационных систем"
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________
(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)
Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________
(наименование квалификации)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.02.01 Внедрение и сопровождение информационных систем
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины МДК.02.01 Внедрение и сопровождение информационных систем является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина МДК.02.01 Внедрение и сопровождение информационных систем входит в Профессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 36 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часов.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
регламенты и нормы по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
политику безопасности в современных информационных системах;
достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;
принципы работы экспертных систем модели.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
осуществлять настройку информационной системы для пользователя согласно технической документации;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
применять основные технологии экспертных систем;
разрабатывать обучающие материалы для пользователей по эксплуатации информационных систем.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
инсталляции, настройка и сопровождение информационной системы;
выполнении регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
Контактная (аудиторная) работа (всего)
лекции (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
лабораторные занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
практические занятия (если предусмотрено)
в том числе в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в форме практической подготовки
(если предусмотрено)
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МДК.02.01 Внедрение и сопровождение информационных систем
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание раздела (темы)
Тема 1. Основные этапы и методологии в проектировании и внедрении информационных систем
Основные этапы и методологии в проектировании и внедрении информационных систем
Жизненный цикл информационных систем.
Классификация информационных систем
Основные методологии разработки информационных систем: MSF, RUP и т.п.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Основные процессы и взаимосвязь между документами в информационной системе согласно стандартам
Техническое задание: основные разделы согласно стандартам
Виды внедрения, план внедрения. Макетирование. Пилотный проект
Стратегии, цели и сценарии внедрения.
Структура и этапы проектирования информационной системы.
Разработка сценария внедрения информационной системы для рабочего места Разработка графика внедрения информационной системы
Организация и документация процесса внедрения информационных систем
Предпроектное обследование: анализ бизнес-процессов и моделирование
Формализация целей и оценка затрат внедрения информационной системы
Формирование групп внедрения (экспертная, проектная, группа внедрения), распределение полномочий и ответственности. Локальные акты
Обучение группы внедрения. Обучающая документация. Стандарты ЕСПД
Методы разработки обучающей документации
Порядок внесения и регистрации изменений в документации
Функции менеджера сопровождения и менеджера развертывания. Формирование репозитория проекта внедрения
Тема 2. Организация сопровождения и восстановления работоспособности системы
Организация сопровождения и восстановления работоспособности системы
Задачи сопровождения информационной системы. Ролевые функции и организация процесса сопровождения. Сценарий сопровождения. Договор на сопровождение
Анализ исходных программ и компонентов программного средства. Программная инженерия и оценка качества. Реинжиниринг
Цели и регламенты резервного копирования. Сохранение и откат рабочих версий системы. Сохранение и восстановление баз данных
Организация процесса обновления в информационной системе. Регламенты обновления
Обеспечение безопасности функционирования информационной системы
Организация доступа пользователей к информационной системе
Разработка плана резервного копирования
Создание резервной копии информационной системы Создание резервной копии базы данных
Тема 3. Идентификация и устранение ошибок в информационной системе
Идентификация и устранение ошибок в информационной системе
Организация сбора данных об ошибках в информационных системах, источники сведений
Системы управления производительностью приложений. Мониторинг сетевых ресурсов
Схемы и алгоритмы анализа ошибок, использование баз знаний
Отчет об ошибках системы: содержание, использование информации
Сбор информации об ошибках. Формирование отчетов об ошибках
Выявление и устранение ошибок программного кода информационных систем
Тема 4. Надежность и качество информационных систем
Надежность и качество информационных систем
Модели качества информационных систем. Стандарты управления качеством
Надежность информационных систем: основные понятия и определения. Метрики качества Методы обеспечения и контроля качества информационных систем.
Показатели надежности в соответствии со стандартами. Обеспечение надежности. Достоверность информационных систем. Эффективность информационных систем.
Безопасность информационных систем
Безопасность информационных систем. Основные угрозы. Защита от несанкционированного доступа
Определение показателей безотказности системы Определение показателей долговечности системы
Особенности информационного, программного и технического обеспечения различных видов АИС
Формирование предложений по реинжинирингу информационной системы
Разработка технического задания на сопровождение информационной системы
Самостоятельная работа обучающихся
Примерная тематика домашних заданий: Требования к качеству программного модуля. Спецификация качества программного модуля
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа; ЛР – лабораторные работы.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.
Оснащение аудитории
Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя: компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P; проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
(Компьютерный класс)
Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI 4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет
Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro; Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Федорова Г.Н. Сопровождение информационных систем [Электронный ресурс]:Учебник для студентов СПО. - Москва : Издательский центр "Академия", 2018. - 320 с. – Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/catalogue/4831/345908/
Дополнительные источники:
1. Варфоломеева А. О., Коряковский А.В., Романов В.П. Информационные системы предприятия [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 330 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=335060
2. Васильков А.В., Васильков И. А. Безопасность и управление доступом в информационных системах [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2020. - 368 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=354207
3. Федорова Г.Н. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "КУРС", 2022. - 336 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/document?id=392321
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
- Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
- ЭБС Znanium.com http://znanium.com
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
2. Базы данных и поисковые системы:
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.
Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:
-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;
-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;
-приобщить студента к творческой деятельности;
-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.
При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.
Методические материалы для обучающихся
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
регламенты и нормы по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
политику безопасности в современных информационных системах;
достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;
принципы работы экспертных систем модели.
Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,
контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.
Умения:
осуществлять настройку информационной системы для пользователя согласно технической документации;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
применять основные технологии экспертных систем;
разрабатывать обучающие материалы для пользователей по эксплуатации информационных систем.
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование
Практический опыт:
инсталляции, настройка и сопровождение информационной системы;
выполнении регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы.
Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы.
Знать:
современных информационных системах; достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем
Выполнять исправление ошибок в программном коде информационной системы.
Уметь:
осуществлять настройку информационной системы для пользователя согласно технической документации
Владеть:
инсталляции, настройки и сопровождении информационной системы
Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы.
Уметь:
разрабатывать обучающие материалы для пользователей по эксплуатации информационных систем
Оценивать качество и надежность функционирования информационной системы в соответствии с критериями технического задания.
Знать:
принципы работы экспертных систем
Уметь:
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации
Осуществлять техническое сопровождение, обновление и восстановление данных информационной системы в соответствии с техническим заданием.
Знать:
регламенты и нормы по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы; политику безопасности
Уметь:
применять основные технологии экспертных систем
Владеть:
выполнении регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Внедрение и сопровождение информационных систем»
Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Внедрение и сопровождение информационных систем» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.
Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания
Пороговый (узнавание)
«3»
Знает: базовые общие знания;
Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;
Владеет: работает при прямом наблюдении.
Базовый (воспроизведение)
«4»
Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;
Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем
Высокий (компетентность)
«5»
max балл
Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;
Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;
Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы
Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):
-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;
-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),
-имитационные компьютерные модели;
-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).
7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине