2022-2023_09_02_07_22_plx_Интеллектуальные системы и технологии
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"Интеллектуальные системы и технологии"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение учебной дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.04.02 Интеллектуальные системы и технологии
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины МДК.04.02 Интеллектуальные системы и технологии является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)"

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина МДК.04.02 Интеллектуальные системы и технологии входит в Профессиональный цикл Профессиональной подготовки.
1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Основная цель – способствовать формированию общих и профессиональных компетенций посредством приобретения знаний, умений и навыков.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем программы 108 часов, в том числе:

аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
модели данных, основные операции и ограничения; технологию установки и настройки сервера баз данных;

требования к безопасности сервера базы данных;  

государственные стандарты и требования к обслуживанию баз данных.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
проектировать и создавать базы данных;  

выполнять запросы по обработке данных на языке SQL;

осуществлять основные функции по администрированию баз данных;

разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;

владеть технологиями проведения сертификации программного средства.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
участия в соадминистрировании серверов;  

разработке политики безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;  

применении законодательства Российской Федерации в области сертификации программных средств информационных технологий.

 
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 
Таблица 1. Виды учебной работы по периодам освоения ООП СПО для формы обучения - очная.
 
Контактная (аудиторная) работа (всего)
90
90
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
лекции (если предусмотрено)
36
36
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
лабораторные занятия (если предусмотрено)
-
-
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
практические занятия (если предусмотрено)
54
54
     в том числе в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

18
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
18
в том числе:
-
-
-
-
-
-
-
     в форме практической подготовки

     (если предусмотрено)

-
-
Часов на контроль:
0
-
Промежуточная аттестация в форме: (зачет/дифзачет/экзамен)  
-
ЗаО
Общая трудоемкость                                     час
108
92
Вид учебной работы 
Всего,

ак. ч.

Семестр(-ы)
7
 
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  МДК.04.02 Интеллектуальные системы и технологии
Таблица 2. Содержание дисциплины/МДК по видам учебной 
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы*
Кол-во часов
Содержание раздела (темы)
 
Тема 1. Виды и особенности интеллектуальных информационных систем
24
 
Виды и особенности интеллектуальных информационных систем
Лек
12
Виды интеллектуальных систем и области их применения Основные модели интеллектуальных систем

Архитектура интеллектуальных информационных систем Типовая схема функционирования интеллектуальной системы

Примеры интеллектуальных систем Основы искусственного интеллекта (ИИ).

 
Виды и особенности интеллектуальных информационных систем
Пр
12
Основные направления исследования в области искусственного интеллекта. Машинный интеллект и робототехника. Интеллектуальные роботы.
 
Тема 2. Экспертные системы
20
 
Экспертные системы
Лек
8
Оболочки экспертных систем. Общая характеристика,  структура и режимы использования.

Организация знаний в экспертной системе. Виды экспертных систем и типы решаемых ими задач.

 
Экспертные системы
Пр
12
Изучение экспертных систем

Геоинформационные системы (ГС) и технологии

 
Тема 3. Искусственные нейронные сети
22
 
Искусственные нейронные сети
Лек
10
Распознавание образов. Простые однослойные сети. Сеть Хебба.

Нейронные сети. Простой персептрон. Нейросетевые топологии.

Алгоритмы обучения. Многослойные нейронные сети.

 
Искусственные нейронные сети
Пр
12
Моделирование интеллектуальных систем
 
Тема 4. Обзор языков и основы программирования
24
 
Обзор языков и основы программирования
Лек
6
Обзор языков. LISP, Prolog, CLIPS
 
Обзор языков и основы программирования
Пр
18
Основы программирования на языке PDC Prolog. Стpуктуpа пpогpаммы. Описание доменов и предикатов.

Синтаксис программы и значение программы Prolog. Объекты данных. Декларативное значение программы. Процедурное значение.

Представление списков в программе Prolog, операции со списками. Конкатенация. Подсписок. Перестановки. Усовершенствованные методы представления деревьев. Двоично - троичный словарь. АVL - дерево

 
Контрольная работа
2
 
Контрольная работа
Пр
2
 
* - Лек – лекции; Пр – практические занятия; СР – самостоятельная работа;  ЛР – лабораторные работы.
 
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Таблица 3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены специальные помещения, приведенным в п 6.3 основной образовательной программы специальности.

Тип аудитории
Оснащение аудитории

Специализированное учебное оборудование, ПО и материалы для освоения дисциплины (при необходимости)

 
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Комплект специализированной мебели; маркерная доска; кафедра; автоматизированное рабочее место преподавателя:  компьютер AMD Quad-Core, монитор LCD 17" ACER, проектор BenQ MS521P;  проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, практических занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

(Компьютерный класс)

Комплект специализированной мебели; доска аудиторная меловая; автоматизированные рабочие места (процессор не ниже Intel Core i3, оперативная память объемом не менее 8Gb; (SSD 250 GB/HDD 500 GB); Видеокарта NVIDIA 1050TI  4G, проектор EPSON EB-W05, проекционный экран Lumen Master Picture, имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

Аудитория для самостоятельной работы обучающихся
Комплект специализированной мебели; Телевизор LED LG 42", автоматизированные рабочие места (процессор не ниже AMD Quad-Core, оперативная память объемом не менее 4Гб; HD 500 gb), имеется выход в интернет

Программное обеспечение: Операционная система Windows 10 Pro;  Office Professional 2007, Kaspersky Endpoint security для бизнеса - Стандартный

 
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 
Основные источники: 
 
1. Станкевич Л. А. Интеллектуальные системы и технологии [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 397 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/495988

 
Дополнительные источники:
 
1. Бессмертный И. А., Нугуманова А. Б., Платонов А. В. Интеллектуальные системы [Электронный ресурс]:Учебник и практикум Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 243 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494506 
 
2. Бессмертный И. А. Системы искусственного интеллекта [Электронный ресурс]:Учебное пособие Для СПО. - Москва: Юрайт, 2022. - 157 с – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/494434 
 
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. ЭБС РУДН и сторонние ЭБС, к которым студенты университета имеют доступ на основании заключенных договоров:
 
- Образовательная платформа Юрайт  https://urait.ru
 
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru
 
- ЭБС Znanium.com  http://znanium.com
 
- ЭБС «Academia-library» https://academia-moscow.ru/
 
- Электронно-библиотечная система РУДН – ЭБС РУДН http://lib.rudn.ru/MegaPro/Web
 
2.  Базы данных и поисковые системы:
 
- Учебный портал института https://portal.rudn-sochi.ru/
 
Самостоятельная работа студента является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

-сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

-способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

-приобщить студента к творческой деятельности;

-проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

При организации самостоятельной работы студентов в качестве методологической основы должен применяться деятельный подход, когда обучение ориентировано на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся размещаются в соответствии с действующим порядком на странице дисциплины на Учебном портале.

Методические материалы для обучающихся
 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Таблица 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 
Знания:

модели данных, основные операции и ограничения; технологию установки и настройки сервера баз данных;

требования к безопасности сервера базы данных;  

государственные стандарты и требования к обслуживанию баз данных.

Анализ и оценка выполнения индивидуальных заданий, расчетных работ, опрос, тематический диктант,

контрольная работа, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование, Взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Полнота и грамотность подготовленных докладов, сообщений, презентаций.

Умения:

проектировать и создавать базы данных;  

выполнять запросы по обработке данных на языке SQL;

осуществлять основные функции по администрированию баз данных;

разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;

владеть технологиями проведения сертификации программного средства.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, беседа, опрос, практические занятия, домашние работы, компьютерное тестирование 
Практический опыт:

участия в соадминистрировании серверов;  

разработке политики безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных;  

применении законодательства Российской Федерации в области сертификации программных средств информационных технологий.

Наблюдение, контроль преподавателя за деятельностью обучающихся, анализ и оценка оптимальности метода решения задач, выполнение и защита индивидуальных заданий.
 
Таблица 5. Перечень компетенций
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр
Результаты (компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

 
ПК 7.1.
Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.
 
Знать:

государственные стандарты и требования к обслуживанию баз данных

 
ПК 7.2.
Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
 
Знать:

технологию установки и настройки сервера баз данных

 
Уметь:

осуществлять основные функции по администрированию баз данных

 
Владеть:

участия в соадминистрировании серверов

 
ПК 7.3.
Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
 
Знать:

модели данных, основные операции и ограничения

 
Уметь:

разрабатывать политику безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных

 
ПК 7.4.
Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
 
Уметь:

проектировать и создавать базы данных; выполнять запросы по обработке данных на языке SQL

 
Владеть:

разработке политики безопасности SQL сервера, базы данных и отдельных объектов базы данных

 
ПК 7.5.
Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов с использованием регламентов по защите информации.
 
Знать:

требования к безопасности сервера базы данных

 
Уметь:

владеть технологиями проведения сертификации программного средства

 
Владеть:

применении законодательства Российской Федерации в области сертификации программных средств информационных технологий

 
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

6.1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии»

Перечень вопросов для подготовки к занятиям и промежуточной аттестации, контрольных работ, содержание заданий для выполнения практических и самостоятельных работ, рекомендации по выполнению и критерии оценивания представлены в фонде оценочных средств по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» в Приложении к настоящей Рабочей программе дисциплины.

Оценочные средства позволяют провести текущий контроль по дисциплине. По каждому средству оценивается полнота и глубина освоения, характеризующиеся показателями и критериями оценивания

Показатель
Критерий
Пороговый (узнавание)

«3»

Знает: базовые общие знания;

Умеет: основные умения, требуемые для выполнения простых задач;

Владеет: работает при прямом наблюдении.

Базовый (воспроизведение)

«4»

Знает: факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах области исследования;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для решения определенных проблем в области исследования;

Владеет: берет ответственность за завершение задач в исследовании, приспосабливает свое поведение к обстоятельствам в решении проблем

Высокий (компетентность)

«5»

max балл

Знает: фактическое и теоретическое знание в пределах области исследования с пониманием границ применимости;

Умеет: диапазон практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем;

Владеет: контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы

Таблица 6. Показатели и критерии оценивания
Максимальное количество баллов по каждому оценочному средству соответствует вербальному критерию «высокий».
 
В процессе обучения используются активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий):

-лекции, фронтальные опросы, презентации и защита мини-проектов;

-кейс-стади (разбор конкретных ситуаций),

-имитационные компьютерные модели;

-организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности (индивидуальные домашние задания).

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

7.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине