2023-2024_09_02_07_22_plx_История
 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Отделение среднего профессионального образования
 
 
 
АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

"История"
 
09.02.07 Информационные системы и программирование
____________________________________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности/профессии ООП СПО)

Освоение дисциплины ведется в рамках реализации основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):
 
Квалификация:
специалист по информационным системам
____________________________________________________________________________________________________________

(наименование квалификации)

 
Сочи,

2022 г.

 
Наименование дисциплины
ОУД.05 История
Объем дисциплины
78 ч.
Объем учебных занятий
78 ч.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся осваивают следующие компетенции:
 
Шифр
Компетенции

 
ОК 02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
 
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа;

понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, и других важнейших событий XX - начала XXI века;

особенности развития культуры народов СССР (России);

знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в

социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в XX - начале XXI века;

ключевые события, основные даты и этапы истории России и мира в XX - начале XXI века;

выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 
характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики (далее - нэп), индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса;

умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края,

истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;

формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;

умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов;

систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями;

сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать

их итоги;

соотносить события истории родного края и истории России в XX - начале XXI века;

определять современников исторических событий истории России и человечества в целом в XX - начале XXI века;

критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с

историческим периодом;

защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;

выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;

анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и

зарубежных стран XX - начала XXI века;

сопоставлять информацию, представленную в различных источниках;

формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

В результате освоения дисциплины студент должен иметь навыки и (или) опыт деятельности:
 
осуществления с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач;

осуществления проектной деятельности в форме разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе -на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек, музеев и так далее);

приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России.

Реализации общеобразовательной дисциплины История предусматривает включение интегрированного курса "Россия - моя история".  

По разделу "История России" обучающийся осваивает темы:

Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура. Предпосылки революции. Февральская революция 1917 года. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков.

Гражданская война и интервенция. Политика "военного коммунизма". Общество, культура в годы революций и Гражданской войны. Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. "Великий перелом". Индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР. Укрепление обороноспособности.

Великая Отечественная война 1941-1945 годы: причины, силы сторон, основные операции. Государство и общество в годы войны, массовый героизм

советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне. Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.

СССР в 1945-1991 годы. Экономические развитие и реформы. Политическая система "развитого социализма". Развитие науки, образования, культуры. "Холодная война" и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза.

Российская Федерация в 1992-2022 годы. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как великой державы в XXI веке.

Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом

и Севастополем. Специальная военная операция. Место России в современном мире.

По разделу "Всеобщая история" обучающийся осваивает темы:

Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, участники, основные события, результаты. Власть и общество.

Межвоенный период. Революционная волна. Версальско-Вашингтонская система. Страны мира в 1920-е годы. "Великая депрессия" и ее проявления в

различных странах. "Новый курс" в США. Германский нацизм. "Народный фронт". Политика "умиротворения агрессора". Культурное развитие.

Вторая мировая война: причины, участники, основные сражения, итоги. Власть и общество в годы войны. Решающий вклад СССР в Победу.

Послевоенные перемены в мире. "Холодная война". Мировая система социализма. Экономические и политические изменения в странах Запада.

Распад колониальных империй. Развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Научно-техническая революция. Постиндустриальное и информационное общество. Современный мир: глобализация и деглобализация. Геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему.

 
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел/Тема
Кол-во часов
 
Тема 1. Россия - моя история
12
 
Тема 2. Россия и мир в годы «великих потрясений»
12
 
Тема 3. Советский Союз в 1920–1930-е годы
6
 
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел/Тема
Кол-во часов
 
Тема 4. Мир в 1918–1939 гг.
4
 
Тема 5. Вторая мировая война 1930 – 1945 гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
16
 
Тема 6. СССР в 1945–1991 гг.
10
 
Тема 7. Мир во второй половине ХХ в.
6
 
Тема 8. Российская Федерация в 1992–2020 гг
2
 
Тема 9. Россия - моя история
10